Как выжить на маркетплейсах продавцам продуктов питания

Рынок электронной торговли в России стремительно растет, потребители уходят в онлайн. По данным агентства ecommerceDB, Россия занимает 14 место по величине рынка электронной коммерции. А общий объем интернет-торговли в 2022 году в нашей стране составил почти 5 трлн рублей. Но так ли легко торговать на маркетплейсах? Особенно если это такая чувствительная категория товаров, как, например, продукты питания.

Резкий уход в онлайн-торговлю во время пандемии, а на тот момент это был чуть ли не единственный выход, чтобы сохранить бизнес, ознаменовался тем, что на маркетплейсы массово вошли зрелые игроки. До этого подобные площадки занимали, как правило, небольшие компании и стартапы. Сейчас рост числа продавцов несколько замедлился. Отчасти это связано с тем, что маркетплейсы меняют политику и повышают порог входа. Поэтому можно говорить не столько о новых трендах, сколько о текущей расстановке участников.

При этом онлайн-продажи продуктов питания в 2023 году уверенно растут. По данным исследования INFOline, в третьем квартале текущего года этот рынок вырос на 55% по сравнении с аналогичным периодом 2022 года. А к концу года рост может составить 45-49%. И это при том, что исторически в России офлайн-торговля хорошо развита от придомовых магазинов до огромных гипермаркетов, где человек, по сути, может купить все необходимые продукты питания: и скоропортящиеся, и товары с долгим сроком хранения.

Тем не менее маркетплейсы сегодня уже не экспериментальные каналы. Они бросили вызов исторически развитым офлайн-площадкам и составляют им серьезную конкуренцию. Абсолютно все компании на рынке понимают значимость этих площадок. И если кто-то еще на них не вышел, то сделает это в ближайшее время. По сути, мы получили в онлайне зеркальную картину офлайна-рынка. Правда, правила игры несколько отличаются.

Две ключевые ошибки продавцов продуктов питания

  • Неправильный расчет юнит-экономики товаров (экономический анализ, который помогает определить прибыль или потери от одного продукта или клиента) – она существенно отличается от офлайна из-за того, что принципы доставки и обслуживания заказа на маркетплейсах экономически более затратные.
  • Неправильная физическая упаковка товаров. К этому вопросу надо подходить максимально ответственно, поскольку принцип доставки товара потребителю абсолютно иной по сравнению с привычной покупкой в обычном магазине. Когда мы приходим в супермаркет за условной шоколадкой, мы смотрим, чтобы упаковка не была рваной, а товар – испорченным. Из супермаркета мы уходим с продуктами в качественной упаковке. Того же потребитель ждет и от покупок на маркетплейсах. Но если в первом случае товар приезжает в коробках и блоках, а каждую единицу сотрудники магазина аккуратно раскладывают на полках, то товар, купленный онлайн, пока дойдет до конечного потребителя, пройдет через несколько логистических точек и, скорее всего, приедет поломанным, поцарапанным или с другими дефектами. Дополнительной защитной упаковкой маркетплейс не занимается. И каждый продукт, помимо фирменной упаковки, надо запечатывать дополнительно, чтобы сохранить его в целости и сохранности.  

Пять важных особенностей продажи продуктов питания 

  • Пищевым продуктам требуются особые условия хранения. Маркетплейсы не возят товары в машинах со специальными рефрижераторами, не следят, чтобы разгрузка, например, летом проходила в темное время суток, а не днем под воздействием солнечных лучей, не имеют необходимых условий для хранения в пунктах выдачи заказов (ПВЗ). Но они понимают значимость сегмента продуктов питания и постепенно двигаются в этом направлении.
  • Логистика и доставка. Этому необходимо уделять особое внимание, особенно если речь о скоропортящихся продуктах. Доставка товаров через ПВЗ и в офлайн-магазины существенно отличается. В пункт выдачи приезжает конкретное количество продуктов под определенные заказы, а в супермаркет привозятся целые упаковки и ящики. Торговые сети знают, как обеспечить логистику и транспортировку, чтобы на полках лежал качественный товар, правильно разложенный. У них свои нормы и алгоритмы. На маркетплейсах все иначе: они берут на себя лишь часть ответственности за качество товара и не отвечают за то, что при транспортировке что-то может испортиться или потерять внешний вид. К тому же, на ПВЗ приезжают вперемешку и пищевые, и непищевые товары, которые продаются все через одну витрину.
  • Контроль качества и сертификация. Безусловно, за качество своих продуктов питания отвечают продавцы – в области пищевой промышленности существуют единые стандарты для каждой группы продуктов. И неважно, как они продаются – в обычном магазине или на онлайн-площадке, но здесь есть одна деталь. До недавних времен из-за того, что на маркетплейсы заходило очень много игроков, не всегда получалось качественно проанализировать продавцов. И вероятность попадания недобросовестного производителя была высокой. Сейчас ситуация меняется: проверяются сертификаты качества, скоро будет введена обязательная система маркировки продукции «Честный знак» и т. д. В офлайн-сетях, как правило, есть отделы закупок, сотрудники выезжают к производителям с проверками и т. д.
  • Отзывы и рейтинги. Эти показатели играют особую роль при покупке продуктов питания, поскольку влияют на доверие клиентов к качеству и безопасности товаров.
  • Упаковка. Ее нужно делать удобной и эстетичной, но при этом товар должен быть в хорошем состоянии при получении потребителем.

Как повысить продажи

Даже если скрупулезно учитывать специфику условий хранения, логистики, доставки продуктов питания на маркетплейсах и прочие нюансы, для выживания этого недостаточно. Даже несмотря на то, что продажи этих товаров растут, вряд ли они когда-то будут возглавлять рейтинги самых популярных покупок, поскольку продуктовая офлайн-торговля развита очень хорошо и позволяет в одном месте не только посмотреть и потрогать товар руками перед покупкой, но и приобрести все необходимое в одном месте.

Повышение продаж напрямую зависит от максимальной оцифровки бизнес-процессов. В частности, необходимо использовать платформы внешней аналитики, которые решают сразу несколько задач: отслеживают объемы продаж, прибыль и другие ключевые метрики, анализируют конкурентную среду, повышают конверсию, прогнозируют спрос и т. п. Такие платформы – основной инструмент в продвижении и развитии, попадающий в цель с очень высокой точностью. А, учитывая специфику пищевой торговли, нужно помнить, что любая ошибка в стратегии может стоить слишком дорого. Поэтому надо максимально оцифровывать все бизнес-процессы.

Но и про старый добрый маркетинг забывать нельзя. Проводить контентную оптимизацию карточек товаров, развивая их смысловое и графическое наполнение. Использовать разнообразные платные рекламные возможности маркетплейсов для привлечения внимания к своим товарам (в том числе разрабатывать уникальные решения, которые создаются под индивидуальные задачи в различных сегментах). Участвовать в промоакциях, программах лояльности и распродажах. Управлять рейтингами и отзывами, побуждая клиентов оставлять положительные отзывы, и индивидуально реагировать на отрицательные сообщения. Использовать смарт-помощников.

Чек-лист: правила выживания продавца продуктов питания на маркетплейсе

  1. Правильно считать юнит-экономику.
  2. Уделять особое внимание упаковке продуктов.
  3. Изучать логистику и условия доставки.
  4. Следить за качеством.
  5. Реагировать на отзывы.
  6. Использовать платформы внешней аналитики для сбора цифровой информации.
  7. Не пренебрегать цифровыми маркетинговыми инструментами: оптимизация карточек товаров, платные рекламные возможности маркетплейсов, участие в промоакциях и программах лояльности, «обратная связь» с покупателями.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Георгий Буранов
Арт-директор, Москва

хорошо подмечено про упаковку и качество.Ну а чтоб повысить свои продажи нужно много хороших отзывов.(это типо сарафанного радио)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.