Гендерный разрыв в зарплатах достиг максимума за 11 лет. Новости рынка труда

Новости рынка труда в России и за рубежом: факты, тенденции, результаты исследований.

Если у вас есть новости по теме HR и рынка труда, присылайте их на адрес content@e-xecutive.ru, и, возможно, они попадут в следующий дайджест.

  1. Гендерный разрыв в зарплатах достиг максимума за 11 лет
  2. Компании готовы нанимать кандидатов без опыта
  3. В каких сферах больше всего креативных сотрудников
  4. 77% компаний МСП стали больше платить сотрудникам
  5. «Вкусвилл» запустил сервис для корпоративного питания
  6. В России могут сократить рабочий день во время жары
Гендерный разрыв в зарплатах достиг максимума за 11 лет

По данным исследования FinExpertiza на основе данных Росстата, средний заработок у российских женщин в 2023 году оказался на треть ниже, чем у мужчин — 56 тыс. руб. Такой разрыв стал максимальным за 11 лет. Самая большая разница между зарплатами мужчин и женщин зафиксирована в северных и дальневосточных субъектах, а также в индустриально развитых регионах: в Мурманской области и Камчатском крае (разница по 45%), а также в Забайкальском крае (41%), Амурской области (40%). Женщины «недополучают» зарплаты во всех без исключения макроотраслях, однако наибольший разрыв в зарплатах фиксировался в области информации и связи, в сфере культуры, спорта и развлечений.

Компании готовы нанимать кандидатов без опыта

По данным исследования HR-холдинга Ventra, каждая пятая производственная компания (21%) готова нанять более половины кандидатов без соответствующего опыта работы. Еще 39% производств рассмотрят до 50% начинающих специалистов, а 35% опрошенных компаний наймут четверть таких работников. Всех неопытных соискателей могут трудоустроить 15% производств. Такая тенденция указывает на растущий масштаб дефицита кадров. Вследствие этого работодатели вынуждены увеличивать срок адаптации новых работников — потратить дополнительное время на обучение становится выгоднее, чем потерять сотрудника, пусть даже и неопытного. В 37% случаев адаптация в рабочие процессы увеличивается на 1 месяц.

В каких сферах больше всего креативных сотрудников

По данным исследования консалтинговой компании Detech, больше всего инноваторов (то есть специалистов, готовых принимать вызовы и генерировать новые идеи) работает в ритейле, спорте и фармакологии. А меньше всего – в нефтяной промышленности. В индекс инноватора входят такие качества человека как уверенность в себе, креативность, открытость новому, смелость и творческая энергия. Согласно исследованию Detech, больше всего людей с инновационным потенциалом работают в ритейле, спорте, фармакологии и отрасли технологических услуг. Меньше всего потенциальных инноваторов нашлось в сфере нефтепромышленности, химпромышленности, в финансовой сфере и в сельскохозяйственной отрасли. 

77% компаний МСП стали больше платить сотрудникам

Русская Школа Управления (РШУ) и сервис учета финансов «ПланФакт» выяснили, как в компаниях малого и среднего бизнеса изменились зарплаты сотрудников с начала 2024 года и какие специалисты стали зарабатывать больше. По данным опроса, в 77% компаний с начала 2024 года увеличились расходы на оплату труда сотрудников. В основном, доходы выросли у специалистов из следующих областей: производство — 48%; продажи/торговля — 38%; административный персонал — 30%; IT — 25%; маркетинг, реклама, PR — 25%; финансы, бухгалтерия — 25%; логистика / снабжение — 18%; кадры, HR — 10%. О сокращении расходов заявили 11% опрошенных. 

«Вкусвилл» запустил сервис для корпоративного питания

Проект «Вкусвилла» по доставке готовой еды по подписке «Вкусмил» запустил сервис по организации корпоративного питания. Одним из первых клиентов стал «Тинькофф». Сервис для бизнеса предлагает «альтернативу кейтерингу на мероприятиях», питание сотрудников в командировках и на выездных сессиях, регулярную доставку обедов в офис и на предприятия. Корпоративным клиентам доступно три рациона: классическая кулинария «ВВ Готовит», блюда по рецептам шеф-поваров «Гурмэ» и здоровое питание «Баланс». Из линеек формируются обеды из нескольких позиций или меню на целый день. Всего в ассортименте 700 блюд, которые можно заказать по индивидуальному запросу.

В России могут сократить рабочий день во время жары

В Госдуму внесен законопроект, по которому работник в целях защиты от воздействия повышенных температур вправе требовать сокращение продолжительности рабочего дня. Работодатель по требованию работника (согласно законопроекту) обязан сократить рабочий день на 1 час при температуре воздуха 28,5° C, на 2 часа – при температуре от 29° C, на 4 часа при температуре свыше 30,5° С. Роспотребнадзор регулярно рекомендует сокращать рабочее время в жару, однако на практике подобные меры рекомендательного характера не выполняются. По данным разных опросов, 47% россиян отмечают, что их работодатели не предпринимают никаких мер по обеспечению условий работы в жару.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель группы, Москва

Мне кажется, насчет различий в зарплате женщин и мужчин ситуация такова во многом, потому что:

1) В России исторически сложилась модель семьи, когда женщина в семье несет больше обязанностей по хозяйству и с детьми. 

Между тем, чтобы строить карьеру, надо во многих случаях перерабатывать, чтобы продемонстрировать руководству, как ты лучше коллег (Например, всем в 17.00 дали задание, на которое уходит 8 часов. Ты уже в 10.00 следующего дня представил решение, посидев вечер и полночи. А коллеги, которые вечером и ночью отдыхали или занимались семьей, приступают к работе только утром следующего дня и только к вечеру присылают результат. На их фоне ты в глаха руководства выглядишь проворным и результативным, а коллеги - медлительными и нерасторопными, от которых результат еще ждать надо. Поэтому, когда заходит речь о повышении, повышают тебя, а не их). 

Многие женщины, ориентированные на семью и ведение домашнего хозяйства, предпочитают не включаться в карьерную гонку. Они не перерабатывают, поэтому дальше их не повышают, и их зарплата не растет (на фоне мужчин, которые участвуют в карьерной гонке, растут в должности и зарплате).

 

2) В России в обществе еще живет такая модель, когда муж финансово поддерживает жену.

Поэтому, многие замужние женщины, услышав величину зарплаты, которую им согласен платить работодатель, не торгуются с ним, а соглашаются. Для них работа - для самореализации (допустим, нравится женщине учить детей, вот и идет работать учителем), или для развлечения ("выгулять новое платье", "пообщаться", "чаю попить с коллегами"). Женщине в таком случае все равно, сколько ей заплатят, - все равно ей муж даст денег. 

В большинстве случаев, когда мужчина будет ожидать финансового обеспечения со стороны жены, его жена не поймет. Поэтому женатые мужчины стараются либо торговаться с работодателем еще до трудоустройства, чтобы договориться на максимально возможные деньги, либо выбирать тех работодателей, которые согласны больше платить. 

 

3) Во многие "денежные" отрасли (или в рамках одной отрасли в "денежные" ее секторы) исторически женщин идет меньше. 

Например, в медицине традиционно "мальчики - хирурги, девочки - терапевты". Между тем, у хирургов ставка выше, чем у терапевтов, потому что работа тяжелее. 

В инженерно-технических вузах больше парней учится. Поэтому, если взять условное конструкторское бюро, там будет, допустим, 15 инженеров - мужчин, 2 заместителя директора - мужчины, генеральный директор - мужчина, 2 инженера-женщины и 3 уборщицы. Конечно, при таком раскладе у женщин в среднем на этом предприятии будет зарплата ниже. 

То же самое в строительной отрасли.

В программировании.

То же самое на производстве в разных отраслях.

А в какой-нибудь риэлторской работе или в финансовом консалтинге типа "больших четверок" - я не слышала, чтобы женщины получали прямо вот меньше. 

Аналитик, Москва
Елена Аронова пишет:
Мне кажется, насчет различий в зарплате женщин и мужчин ситуация такова во многом, потому что:

Ни разу не сталкивался с разницей в зарплате мужчин и женщин. Пишут про Камчатку. Если брать рыбака-мужчину и врача-женщину, то само собой у рыбака зарплата больше во время путины.
А в остальном большие сомнения в исследованиях. На госслужбе и в бюджетных организациях строгое штатное расписание. В коммерческиих - я сдавал дела и женщинам, и принимал дела у женщин. Зарплата одинаковая. В области культуры - это 99 бюджетные организации, откуда там разница? Принимал на работу женщин с абсолютно равной зарплатой. Правда бывает, что мужик держится за свою верхнюю рамку при найме, а женщина может и сдаться. С таким тоже сталкивался.

Может они суммировали весь ФОТ культуры, делили на мужчин и женщин и так делали выводы? 
Непонятно.

IT-менеджер, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Елена Аронова пишет:
Мне кажется, насчет различий в зарплате женщин и мужчин ситуация такова во многом, потому что:

Ни разу не сталкивался с разницей в зарплате мужчин и женщин. Пишут про Камчатку. Если брать рыбака-мужчину и врача-женщину, то само собой у рыбака зарплата больше во время путины.
А в остальном большие сомнения в исследованиях. На госслужбе и в бюджетных организациях строгое штатное расписание. В коммерческиих - я сдавал дела и женщинам, и принимал дела у женщин. Зарплата одинаковая. В области культуры - это 99 бюджетные организации, откуда там разница? Принимал на работу женщин с абсолютно равной зарплатой. Правда бывает, что мужик держится за свою верхнюю рамку при найме, а женщина может и сдаться. С таким тоже сталкивался.

Может они суммировали весь ФОТ культуры, делили на мужчин и женщин и так делали выводы? 
Непонятно.

У нас на работе что мужчины, что женщины получают совершенно одинаковую зарплату, в зависимости от опыта.

Консультант, Нижний Новгород

Очень интересная статистика про креативных отрудников. Наводит на размышления, совсем не радужные.

Инженер, Томск

В индекс инноватора входят такие качества человека как уверенность в себе, креативность, открытость новому, смелость и творческая энергия. 

Забыли включить результат инноваций.

Руководитель группы, Москва
Ирина Плотникова пишет:
Очень интересная статистика про креативных отрудников. Наводит на размышления, совсем не радужные.

Почему? По-моему как раз логичная статистика: ритейл - это торговля, когда надо исхитриться привлечь покупателя в условиях высокой конкуренции, затратив как можно меньше денег. Поэтому люди вынуждены изобретать способы, как это сделать.

А финансы и производство - это традиционно консервативные отрасли.

Кроме того, в России многие заводы работают по двум бизнес-моделям.

Первая - сидеть на госзаказе и на грантах по импортозамещению - тут конкурировать ни с кем не требуется, поэтому особой изобретательности тоже не нужно.

Вторая - работать на общерыночных условиях, жутко проигрывая китайским заводам по технологиям, себестоимости, объемам производства. Такие заводы работают для небольшого круга заказчиков/покупателей, получают относительно небольшую выручку и даже не пытаются конкурировать с Китаем. Поэтому запроса на креативность на таких заводах нет - ни в технологиях, ни в рекламе. 

Разумеется, есть заводы растущие, которые внедряют и технологические, и маркетинговые инновации, успешно конкурируют. У них все хорошо, но их не большинство.

 

Руководитель проекта, Москва
Елена Аронова пишет:

Мне кажется, насчет различий в зарплате женщин и мужчин ситуация такова во многом, потому что:

...

В инженерно-технических вузах больше парней учится. Поэтому, если взять условное конструкторское бюро, там будет, допустим, 15 инженеров - мужчин, 2 заместителя директора - мужчины, генеральный директор - мужчина, 2 инженера-женщины и 3 уборщицы. Конечно, при таком раскладе у женщин в среднем на этом предприятии будет зарплата ниже. 

То же самое в строительной отрасли.

Сейчас среди инженеров в проектных компаниях 50/50 мужчин и женщин, архитекторов больше девушек, конструкторы - больше мужчины. ГИПы и руководители проектов 50/50 мужчин и женщин.

По зарплатам - у мужчин изначально, на собеседованиях, ожидания по зарплате выше, чем у женщин. Также изначально руководители берут мужчин охотнее, и на условиях лучше, чем женщин, одобряют зарплату выше, чем женщинам на аналогичную должность. По итогам 3-6 мес. работы мужчины чаще, чем женщины увольняются.

По собственным наблюдениям (работала ГИПом и РП на строительных объектах), при знакомстве, например на первом установочном совещании (со стороны строителей, заказчиков, подрядчиков) мужчинам авансом доверия больше, но в процессе работы быстро восстанавливается баланс: доверие уже по заслугам. Зарплата тоже корректируется (ну если женщина не стесняется поднимать эту тему с руководством и отстаивать свои интересы).

Т.ч. гендерное препятствие в строительной отрасли существует, но его возможно быстро преодолеть

Инженер, Томск
Елена Аронова пишет:
Почему? По-моему как раз логичная статистика: ритейл - это торговля, когда надо исхитриться привлечь покупателя в условиях высокой конкуренции, затратив как можно меньше денег. Поэтому люди вынуждены изобретать способы, как это сделать.

Только способы эти известны лет сто, вопрос в конкретном применении для конкретного места. Поэтому это, строго говоря, не инновации.

Что касается финансов, то финтех - одна из самых быстрорастущих отраслей. Преложения сервисов от банков идут с такой скоростью, что пользователи не успевают их переварить.

И на производстве. За время ВОВ в танке Т-34 было сделано 600 изменений.
Думаю сейчас с военной техникой примерно та же картина. Никакому ритейлу не снилось.

Руководитель группы, Москва
Евгений Пугачев пишет:
Что касается финансов, то финтех - одна из самых быстрорастущих отраслей. Преложения сервисов от банков идут с такой скоростью, что пользователи не успевают их переварить.

Евгений, финтех - это технологии. А там так и написано: "Согласно исследованию Detech, больше всего людей с инновационным потенциалом работают в ритейле, спорте, фармакологии и отрасли технологических услуг". 

А финансы - это не финтех. Точно так же, как здравоохранение и медицина - не медтех, а образование - не edtech

Руководитель группы, Москва
Евгений Пугачев пишет:
Только способы эти известны лет сто, вопрос в конкретном применении для конкретного места.

Ну, лет сто назад не было, например, Яндекс Директа. А сейчас есть. И каждый маркетолог изобретает свой способ, как сделать рекламную кампанию максимально эффективной. Причем универсальные правила, конечно, есть, но в итоге все равно эффективность рекламной кампании сильно зависит от конкретного человека - от того, как он додумался все сделать. Появляется куча авторских методик, как эффективнее работать в Яндекс Директе.

И так по каждому методу. Например, SEO-продвижение: поисковые системы регулярно меняют алгоритмы и не объясняют, как именно - маркетологи должны сами угадывать, как изменились алгоритмы, и адаптировать подходы. 

Даже классический маркетинг - такая вещь как сегментирование ЦА. Например, раньше маркетинговую стратегию конкретного продукта строили для 3-4 категорий ЦА. Теперь же внутри каждой из этих 3-4 категорий выделяют еще по несколько - и получается, стратегию отдельную делать для 10-20 категорий ЦА. 

Я, например, работала в сферах медицины и маркетинга и могу сравнивать. В маркетинге динамика намного быстрее. Например, в маркетинге за 10 лет происходит столько всего, сколько в медицине не происходит. Банально потому что изобрести новое лекарство - это занимает до 20 лет (а на протяжении этих 20 лет врачи лечат теми препаратами, какие уже изобретены) и требует миллиарды долларов (а они есть только у очень крупных компаниий и у государств). А изобрести маркетинговую инновацию гораздо легче.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Бюджет на кибербезопасность увеличила каждая вторая российская компания

По большей части организации тратились на программное обеспечение, обучение сотрудников и на обновление оборудования.

У 70% компаний есть корпоративные стандарты по дресс-коду

87% работодателей признались, что внешний вид кандидата оказывает влияние на объективность оценки его профессиональных навыков.

Компании стали чаще приглашать на работу несовершеннолетних

Работодатели стали на 28% активнее, чем в прошлом году, приглашать на работу подростков.

Россиянам для счастья стало нужно больше денег

На первом месте по зарплатным ожиданиям оказалась Москва, на втором – Владивосток.