Не учит и не лечит: с какими запросами идти к коучу, чтобы был результат

Слово «коучинг» в настоящий момент – один из самых употребляемых терминов из сферы помогающих профессий. Личного коуча – иметь актуально и престижно, советы продвинутых коучей цитируют и постят в соцсетях. Повышенный спрос на услуги данных специалистов привел к тому, что эта сфера привлекла массу противоречивых и неоднозначных персонажей и коучингом стали называть все что угодно. Своими глазами видел визитку «коуч-таролог». С другой стороны, очевидно, что большое количество нечистых на руку лиц на рынке коучинговых услуг приводит к стремительной девальвации коучингового ремесла и той ценности, которую оно несет.

Написать данную статью меня сподвигло общение с несколькими знакомыми на тему коучинга. После беседы с ними я вынес, что четкого понимания, что такое коучинг, и зачем он нужен у большей части, слышавших это слово – нет. Поэтому я хочу «вернуться к истокам».

Что такое коучинг?

Одно из определений: это технология трансформационной смены формата личностного мышления, улучшения реакций на общество людей и отношения к самой жизни, приобретения навыков понимания глубинной природы человека и открытия новых способностей видеть, слышать, понимать и чувствовать, с переходом на новые уровни достижения целевых напряженных результатов в различных сферах деятельности.

А если бытовым языком, то в коучинге присутствуют: клиент, коуч, клиентский вопрос, процесс коучинга. Клиент озвучивает запрос. Коуч задает различные вопросы, а клиент на них честно отвечает. И по мере того, как он продвигается в своих ответах меняется его представление, как о запросе, так и о способах и путях его решения.

Коучинг родился из спортивной медицины. И его первые задачи были – помочь спортсменам, у которых есть все физические возможности и данные, но чего-то не хватает, найти это «что-то» и достичь поставленной цели – спортивной победы.

Таким образом, коучинг нацелен на будущее, на победу. Основой работы с клиентом является его целевой запрос, задача, которую хочет решить клиент. В процессе своей работы в ходе сессии коуч проверяет запрос на истинность, конгруэнтность, изучает и проявляет клиенту уровень личной мотивации. Что часто приводит к переформулированию запроса или вообще – от отказа от него в принципе.

Далее клиент с помощью коуча проводит инвентаризацию имеющихся ресурсов для достижения цели (решения задачи), определяет квалификационные дефициты и первоочередные шаги на спринт. Рекомендуемый ритм в коучинговых сессиях – не чаще раза в неделю и не реже раза в месяц.

Рабочий инструмент коуча – вопросы. Коуч ничего не советует и не объясняет, за редким исключением. Настоятельно объясняющий или проповедающий что-либо клиенту коуч – это нонсенс!

Базовое состояние коуча  – сонастройка и безоценочность

Коучи принимают клиента во всем его многообразии, используют эмпатию в необходимом для эффективной работы объеме и несут ответственность за технологию, которую применяют в процессе сессии. Клиент же наполняет ее смысловым значением и несет ответственность за свою работу во время и после коучинговой сессии и полученные им результаты.

Скажу больше, в начале сессии коуч понятия не имеет куда приведет их с клиентом совместная работа. Каждый следующий вопрос проистекает из непосредственных ответов клиента на предыдущие. Поэтому и возникают проблемы с результатами специалистов, пришедших в коучинг из терапии. По привычке – еще до начала работы – они уже что-то «представляют» о клиенте и начинают энергично его «туда» вести. И как результат – терпят фиаско.

Истинный коуч, как фонариком, вопросами различного типа подсвечивает и меняет углы и ракурсы восприятия, видения задачи в сознании клиента. Который в свою очередь в этот момент ведет работу по осмыслению полученного результата и принятию решений по своему запросу. Поэтому и не существует «100% убойных по эффективности» скриптов проведения коучинговой сессии.

Философия коучинга

Строится на гуманистических принципах Милтона Эриксона:

  1. С людьми – все в порядке!
  2. У человека уже есть все ресурсы для достижения того, что он по-настоящему хочет.
  3. Намерение человека всегда положительно. Чтобы он ни делал – он хотел как лучше.
  4. Изменения возможны и неизбежны.
  5. Люди всегда делают наилучший выбор из возможных (по их представлению).

Таким образом, если мы чего-то искренне, всей полнотой своей личности хотим – внутри нас уже есть необходимые ресурсы и стратегии. И в чем тогда интрига – спросите вы? За что платить деньги?

Базовым индикатором, того, что «правильной дорогой идем, товарищи» является клиент. А именно – его хочу! Чем более эмоционально включенным, мотивированным в процессе работы становится клиент – тем ближе мы к результату. Коучи называют это конгруэнтностью – это когда слова, поступки и эмоциональное поведение совпадает между собой. Именно она являет подтверждением истинности цели, совпадением ее с типами личности и нервной организации клиента.

Как оценивать результат коучинговой сессии?

Существует несколько вариантов:

  • Клиент подтверждает себе, что это истинная цель, он хочет, замотивирован на ее достижение на 10 из 10 и попутно сформирован план работ и конкретные сроки. Но это не часто бывает.

Чаще бывает:

  • Клиент переформулирует свою цель, исходя из компаса внутренней мотивации.
  • Клиент прощается с целью, отказывается от нее, мужественно признав, что это не его цель.
  • Клиент прощается с коучем. Настоящий профессионал никогда не цепляется за клиентов любой ценой, понимая, что правда в его работе важнее гонорара. А клиент в свою очередь – не всегда готов попрощаться с текущим статус-кво и что-то изменить в согласии со своей внутренней природой.

Сильный коуч всегда правдив, а его коучинг — это страшное дело, именно потому, что он поставит клиента лицом к лицу с вопросами о смысле и ценности поставленной цели лично для него, об экологичности, о тех ресурсах, которые придется потратить. О том действительно ли хочет клиент достижения поставленных целей, готов ли он? А насколько это действительно ценно и важно для него? Зачем ему это? Самые сильные, ресурсные вопросы – это те, которые клиент никогда не задаст себе сам!

И с другой стороны, честно взглянув на свой вопрос, ответив на иногда очень неудобные вопросы коуча, клиент приходит к истинному запросу, конгруэнтной цели. В этот момент меняется все: лицо, энергетика, пластика. Клиент наполняется такой мощной мотивацией, энергией свое истинного «хочу», что переходит в состояние «вижу цель – не вижу препятствий». Концепция того, что заниматься нужно только тем, что вызывает жгучее желание этим заниматься — это концепция коучинга. В мире коучинга нет прокрастинации.

Еще раз акцентирую внимание – коучинг не учит и не лечит. Первым занимается консалтинг или система образования, вторым психотерапия и психиатрия. Принципиальное отличие – коучинг – это работа «здорового со здоровым». Коуч не работает с отклонениями и тем более с заболеваниями. В случае выявления признаков отклонений – необходимо честно направить клиента к профильным специалистам!

Когда коучинг будет уместен и полезен?

  1. «Пробуксовка». Цель, несмотря на годы потраченного времени и мегаджоули потраченной энергии, все также далека. Стандартный запрос: пытаюсь похудеть (выучить английский, пройти Ironman) уже много лет, но...
  2. «Танец на граблях». Это когда вроде хочется (или надо), но почему-то из раза в раз – не получается. Примеры: отношение с представителями противоположного пола, которые чем дальше, тем токсичнее, постоянный выбор нелюбимой работы и т. д. У меня был кейс, когда человек умудрялся при наличии денег последовательно покупать исключительно проблемные подержанные машины и чем дальше – тем проблемнее.
  3. «Верхи не могут, а низы не хотят». Сложно структурированный запрос, сформулированный, как правило, в терминах рамки «Проблема», подкрепленный мощной внутренней мотивацией избегания и желанием изменить ситуацию. Такой запрос сначала необходимо перевести в формат рамки «Задача», далее, как было выше сказано – проверить на конгруэнтность, ресурсы и т. д.
  4. «Амурский тигр». Идеальный запрос от целеориентированного, заряженного на крутую амбициозную цель человека, который хотел бы верифицировать свою стратегическую карту, проговорить, проверить все ли он учел. Почему «Амурский тигр»? Потому что такой тип запроса настолько редок – так что в пору заносить в Красную книгу.

Когда коучинг не поможет?

  1. Вы точно знаете, что хотите, имеете большую внутреннюю мотивацию этого достичь и вам необходима узконаправленная профессиональная консультация. Например: Вы твердо намерены сменить работу, есть понимание желаемого идеального образа новой работы, но вы не знаете с чего начать. Вам не в коучинг, а к карьерному консультанту.
  2. Проблема связана с травматическим опытом прошлого. В буквальном смысле – есть зона вашего внутреннего мира «прикасаться» к которой невыносимо больно (зона невроза), и вы хотели бы с этим разобраться, поскольку это ощутимо снижает качество жизни. Тогда вам скорее всего нужна консультация профессионального специалиста из области психотерапии.
  3. Вы не готовы ничего менять.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Авторская позиция определенная и

понятная:

Еще раз акцентирую внимание – коучинг не учит и не лечит. Первым занимается консалтинг или система образования, вторым психотерапия и психиатрия. Принципиальное отличие – коучинг – это работа «здорового со здоровым».

Но хочу спросить !

А как же универсальный мотиватор - "волшебный пинок"  ?

Для нашей страны без него никак.

Генеральный директор, Москва

 Коучинг - это технология трансформационной смены формата личностного мышления, улучшения реакций на общество людей и отношения к самой жизни, приобретения навыков понимания глубинной природы человека и открытия новых способностей видеть, слышать, понимать и чувствовать, с переходом на новые уровни достижения целевых напряженных результатов в различных сферах деятельности.

Попробую перевести на язык родных осин.
а) коучинг - это смена личностного мышления
- а бывает вне личностное мышление?
- смена мышления с чего и на что?
- а что такое трансформационная смена?
- и зачем менять, цель какая этой смены?

б) коучинг - улучшения реакций на общество людей и отношения к самой жизни
- каких и чьих реакций
- какое это общество людей, на кого надо улучшать реакции (реакции - а почему во множественном числе?)
- отношение к самой жизни, что это вроде to be or not to be, замахнемся на Вильяма нашего?

в) коучинг -  приобретения навыков понимания глубинной природы человека и открытия новых способностей видеть, слышать, понимать и чувствовать
- сначала приобретем навыки, а затем понимать начнем, сразу из глубинной природы вечные истины извлекать?
- какие новые способности видеть, слышать, понимать и чувствовать (а где обонять и осязать, важные же и глубинные свойства)?

г) коучинг -  с переходом на новые уровни достижения целевых напряженных результатов в различных сферах деятельности.
- а хватит ли сил на переходы на новые уровни, и какие?
- целевыми бывают показатели, а результаты - только фактические, но можно и наоборот...

И где же "начало того конца, которым оканчивается это начало",  начало и конец данного непроходимого, в смысле, запорного, определения коучинга, какой-то квадратный трехчлен из него получается, вообразить невозможно...
Как когда-то давно говорил про хоккей спортивный комментатор Ник. Озеров, такой коучинг нам не нужен...

Researcher, Москва

Кстати, коуч и кучер (coachman) -- это однокоренные слова.
Хорошо известен феномен откровенных и задушевных бесед с извозчиком или таксистом, которого пассажир никогда раньше не видел и вряд ли увидит когда-либо в будущем.
Здесь всё просто -- есть короткий интервал времени, который связывает людей, ограниченное пространство без посторонних, простые и незамысловатые мотивы и полная обезличенность сторон.
Происходит контакт, напоминающий исповедь в лице пассажира и наставления в лице кучера. Собственно этот феномен и лёг в основу того, что сейчас принято называть коучингом.

Некоторым такое нравится. Мне нет. Я вообще не люблю случайных и безымянных людей в моём поле зрения.

И крайне скептически отношусь ко всяким коучам, менторам и прочим фасилитаторам, наводнившим Интернет и паблики. В большинстве своем и на мой скромный взгляд это карьерные лузеры, которые бессовестным образом пудрят мозги не слишком критически настроенным и легковерным людям. Они могут неплохо зарабатывать, но скорее это не их заслуга, а порок общества, на котором они беспощадно паразитируют.

Руководитель проекта, Москва

Очень точное определение коучинга! Отличная статья. Коуч никогда не даёт ответы, так как ответ есть уже у клиента, Коуч помогает этот ответ самостоятельно клиенту найти.

Если Коуч даёт Вам советы на коуч-сессии, гоните его.

Взаимодействие Коуча и клиента - это общение Взрослый-Взрослый.

И тут надо останавливать клиента если он хочет упасть в позицию Ребенка и спросить, что делать. Такое часто бывает при работе с большими руководителями, которые таким образом пытаются снять с себя ответственность, от которой очень устали на работе.

Генеральный директор, Нижний Новгород

А смысл возвращаться к этим самым "истокам"? Тот Коучинг, против которого Вы, как продукт уже давно прекрасно оценен и покупается. И запросы на коучей-тарологов своими глазами вижу периодически)
Потому что в картине мира отдельных потребителей таро прекрасно интерпретируется как инструмент коучинга. И они хотят, чтобы их коучили непременно с помощью таро)))
Другим вместо таро заходит нейрографика)))

И с этим мракобесием сражаться бессмысленно) Гораздо отвратнее, когда эти коучи-тарологи и нейрографики лезут в сегмент коучинга предпринимателей и руководителей.
Вот сейчас в новой деловой соцсети, ориентированной именно на этот сегмент, - угадайте кто в первых рядах пытается продвигаться?
И кто мне телегу обрывает с запросами как к эксперту по продвижению в этой соцсети?
Думаете коучи делового сегмента? Щазз. Наоборот - всякие коучи по "высвобождению денежных потоков" спят и видят как бы им попасть в "корпоративку")

 

 

Генеральный директор, Москва

И снова о коучинге.

Кое-что действительно интересно, кое-что вызывает вопросы - конечно, не в укор автору.. А что-то пока не вполне понятно.

Итак - несколько цитат:

советы продвинутых коучей цитируют и постят в соцсетях.

Но - при этом - 

Коуч ничего не советует

Это написано одной рукой?

приобретения навыков понимания глубинной природы человека

Мы серьезно? Было бы неплохо узнать, кто же этим обладает, и в каких терминах эта природа может быть описана.

коуч проверяет запрос на ... конгруэнтность

Немедленно возникает вопрос: что же имеется в виду? Конгруэнтность чему именно? Очевидно, что этот шаг можно как-то прояснить - что автор ниже и делает:

Коучи называют это конгруэнтностью – это когда слова, поступки и эмоциональное поведение совпадает между собой. Именно она являет подтверждением истинности цели, совпадением ее с типами личности и нервной организации клиента.

Где-то на заднем плане появляется психология личности, какие-то из научных школ с их типологиями личности, соответствующие профессиональные тесты, которые человек с улицы провести и объяснить не сможет и всё остальное, что имеет к этому прямое отношение. Но что имеется в виду под совпадением цели и "нервной организации клиента" - пока загадка. Как и возможность коуча проверить то, что относится к поступкам клиента.

Подумаем вместе над

Сильный коуч всегда правдив, а его коучинг — это страшное дело, именно потому, что он поставит клиента лицом к лицу с вопросами о смысле и ценности поставленной цели лично для него, об экологичности, о тех ресурсах, которые придется потратить. 

Допустим, что коучинг - действительно страшное дело. Пусть так. А что такое "ценность поставленной цели лично для него", если не очередное уточнение, чего же клиент, собственно, хочет? Вряд ли клиент ставит цели для других и уточняет их ценность с коучем. Могу ошибаться.

У психологов достаточно индивидуальных и групповых тренингов и упражнений вокруг прояснения целей и мотивов в сочетании с постановкой задач и поиском решений. Но никто не называет это коучингом.

---

Как обычно, публикация на этом ресурсе - приглашение к плодотворной и аргументированной дискуссии. Автору большое спасибо, а читателям есть, что обсудить.

 

 

 

 

 

Консультант, Москва

Поведение человека полимотивационно, и очень часто человек по закону рационализации, то есть оправлания своего поведения , использует защитные мотивы, подвести клиента к  истиннм мотивам  его действий - это и есть задача коуча.

Сам себе коуч!

Художественно оформленный пример рефлексии и разговора с собой на уровне "Взрослй- Взрослый".

"Жизнь опротивела ему  до чертиков  – работу он потерял, другую подходящую  найти   не мог.  Илья  работал, имея среднее техническое образование,  в престижной фирме  начальником по хозяйственной части, конечно не генеральный директор, но  у него был свой кабинет и штат подчиненных,  с работой хорошо  справлялся. 

Но понадобилось руководящее  место племяннику  одного из приближенных владельца компании и ему предложили  быть    первым  помощником  нового руководителя службы быта, совмещая со ставкой  слесаря - сантехника. Илья   не сомневался, что на ставку слесаря будет тянуть ответственность за всех и вся, исполняя  без оплаты  и без должного  уважительного отношения  бывших подчиненных,  руководящую должность,  и вдобавок  чинить и чистить унитазы.Представив себе   язвительные замечания работников  ставших равными  ему по занимаемому месту в иерархии компании,    и их насмешки, он  гордо  бросил заявление  на увольнение по собственному  желанию  на стол и громко хлопнул дверью.

И только дня через три, которые он провел в жутком хмелю, он покопавшись в собственных чувствах,   признался себе, что  отношение бывших подчиненных его волновало меньше всего и  дело было совсем в другом – за  шесть лет работы в должности начальника он привык носить  деловые костюмы и галстук, участвовать в совещаниях начальников всех других отделов компании, вносить дельные предложения, к которым прислушивались, его уважали и относились как к равному. Он и сам считал себя равным с остальными руководителями отделов. И то, что ему предложили не только шокировало его, но и  вызвало бешеный  гнев и острую  обиду – не мог он поменять деловой костюм на спецодежду сантехника, и потерять свой статус начальника. Вот что было главным для него! Он по натуре был лидером, а его хотели опустить до ремонта унитазов! Растоптать в нем  честолюбие и амбиции!"

Генеральный директор, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Если Коуч даёт Вам советы на коуч-сессии, гоните его.

Да! Верный признак того, что перед вами не профессионал, а "как-бы-эксперт" эксплуатирующий модное в настоящий момент понятие.

Генеральный директор, Москва
Александр Сейнов пишет:
А как же универсальный мотиватор - "волшебный пинок"  ?

Человека в позиции Взрослого не надо пинать. Он знает свои цели ресурсы имеет мощное "хочу" и твердо идет к своей цели. Он вам не мяч :).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Можно добавить, что по истории Руси, России и СССР хранится совсем немало в зарубежных и частных...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.