Звезды, наблюдатели и критиканы: как с ними работать?

В любой компании можно выделить три типа сотрудников:

  •  Звезды – самые результативные сотрудники, которые приносят наибольший результат в компании.
  • Критиканы – те, кто сопротивляется изменениям, критикует действия руководства и при этом не предлагает ничего взамен.
  • Наблюдатели – те, которые смотрят, что происходит в компании, и выбирает одну из двух сторон.

От того, как руководитель общается с каждым из типов сотрудников, напрямую зависит успех бизнеса. Проблема в том, что руководители уделяют больше внимания именно тем, кто создает сложности, а не звездам, толкающим бизнес вперед. Это скрыто разрушает бизнес. И вот почему.

В чем проблема критиканов?

Вспомните людей из своего окружения. Или тех, с кем вы когда-то плотно общались, даже если сейчас и перестали. Думаю, вы легко сможете представить себе следующие три группы людей:

  • Зажигалки. После общения с ними уходишь в приятном настроении. Все проблемы кажутся разрешимыми, а мир – приятным местом, где много всего интересного. С такими людьми хочется проводить больше времени.
  • Просто приятные люди. Да, они не настолько заряжены энтузиазмом, как первая группа. Но таких людей большинство, и чаще всего мы общаемся именно с ними. Они способны помочь нам советом, деловыми контактами и другими имеющимися ресурсами.
  • Нытики. Общаются они с вами только затем, чтобы пожаловаться на несправедливый мир. Все начальники козлы, а люди неблагодарные сволочи. И после общения с такими людьми кажется, что мир не такой уж и дружелюбный, каким казался всего несколько минут назад.

Эти три группы людей можно встретить и в любой организации.  В деловой жизни они превращаются:

  • Зажигалки в звезд, которые тащат людей за собой, готовы пахать и своим примером показывать, как нужно работать.
  • Просто приятные люди – в наблюдателей, которые перенимают сложившуюся в компании культуру и делают так, как принято.
  • А нытики – в критиканов, для которых важнее выразить свое несогласие, нежели добиться результата в команде.

Я думаю, вам легко представить, что происходит в компании, где критиканов становится больше, чем звезд. Компания перестает быть местом, куда приятно приходить каждый день. И превращается в каторгу, где сотрудники «отбывают срок». Так происходит из-за атмосферы, которая складывается в коллективе.

Ключевая задача собственника или руководителя – предотвратить подобную ситуацию. Когда несколько людей отравляют атмосферу настолько, что амбициозные сотрудники бегут из компании или вовсе не хотят в нее устраиваться. Проблема в том, что руководители не всегда вовремя замечают, когда что-то идет не так.

Внимание как новая нефть

Любому сотруднику ценно внимание руководителя. Но для критиканов это наивысшая ценность. Вся цель их деятельности – привлечь к себе внимание. Им вообще не важен результат работы, даже если они работают хорошо. Их конечная цель – показать, насколько они круты. 

И если руководитель начнет пытаться разговаривать с таким человеком, как-то убеждать его, пытаться образумить, он допустит роковую ошибку. Ведь его внимание будет уделено не тем сотрудникам, которые больше всех его заслуживают. 

У руководителя больше всего внимания уходит на бесконечное устранение сложностей от критиканов, на переговоры с ними, на улаживание конфликтов, на выяснения обстоятельств и т. д. К сожалению, внимания на звездных сотрудников уже не остается. И это ошибка. Потому что таким образом руководитель поощряет другую ролевую модель. И наблюдатели будут стремиться поступать так, чтобы на них обратили внимание – то есть создавать бизнесу проблемы. 

Вместо этого стоит уделять больше внимания звездам. Тогда наблюдатели будут видеть, что нужно делать, чтобы на них обратили внимание. И начнут копировать поведение звезд. А критиканы потеряют реальную власть, и сами уйдут из компании. Ведь их поведение никем не поощряется. Команда сама избавится от них как от раковой опухоли. 

Как стоит общаться?

Со звездами

  • Отмечайте достижения звезд всей командой. В конце каждого месяца устройте вечеринку и публично похвалите тех сотрудников, кто перевыполнил личный план. Причем важно похвалить каждого, чтобы никто не почувствовал себя забытым. 
  • Учитывайте мнение звезд. Показывайте, что вы всецело доверяете тем людям, кто приносит результат. Тогда сотрудники поймут, что нужно сделать, чтобы тоже получить право голоса в компании.
  • Делегируйте звездам больше ответственности. Звезды обычно сами хотят брать на себя больше ответственности. Поддержите их в этом, предоставьте им все необходимые ресурсы.

С наблюдателями

  • Демонстрируйте успехи и достижения звезд. Показывайте, какое поведение в компании вы поощряете.
  • Поощряйте наблюдателей за поддержку хороших инициатив – бонусами, премиями, похвалой. Покажите, что они тоже могут быть звездами или уже ими стали.
  • Не фокусируйтесь на критиканах, не давайте им лишнего внимания.

С критиканами

Хотя критиканы зачастую только мешают развитию компании, полностью игнорировать их нельзя. Вот несколько советов, как свести их влияние к минимуму:

  • Реже привлекайте критиканов к обсуждению новых идей и проектов. Их склонность все критиковать может загубить потенциально перспективные начинания.
  • Если критиканы начинают активно жаловаться, выслушайте, но не уделяйте этому слишком много внимания. Спокойно объясните свою позицию исходя из интересов компании.
  • Попытайтесь переориентировать критиканов с жалоб на конструктив. Попросите предлагать, как можно улучшить ситуацию, а не просто критиковать.
  • Если критикан не меняется, рассмотрите вопрос о его увольнении. Длительное негативное влияние на коллектив вредит компании.

Такой подход поможет минимизировать ущерб от излишне критически настроенных сотрудников для общего дела.

Заключение

Самая важная задача руководителя – правильное управление людьми. Сотрудники видят, какая модель поведения в компании поощряется через внимание, и стремятся вести себя так же. Потому важно уделять наибольшее внимание тем сотрудникам, которые приносят компании результат.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Новосибирск

Странная типология сотрудников.

"Звезды" выделены как имеющие высокую результативность, соответственно в типологии должны быть те, кто результативностью не блещет.
Может это "критиканы"? Нет, эти сотрудники выделены по их отрицательному отношению к изменениям (куда делись те, кто изменения любят и поддерживают?). "Наблюдатели" - всё остальное?

Статья опирается на практический опыт автора, но с точки зрения теоретической полноты есть проблемы...

Слушатель MBA, EMBA, Москва

От того, как руководитель общается с каждым из типов сотрудников, напрямую зависит успех бизнеса. Проблема в том, что руководители уделяют больше внимания именно тем, кто создает сложности, а не звездам, толкающим бизнес вперед. Это скрыто разрушает бизнес.

? если человек создает сложности в бизнесе, то зачем его оставлять в компании? я не вижу ни одеого разумного довода для этого.

Прошу изложить разные версии пояснений...

Дизайнер, Москва

Есть еще 4-я группа - просто делают свою работу и им все-равно на все вотэтовот... Чего и всем желаю.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Андрей Бровко пишет:
просто делают свою работу и им все-равно на все вотэтовот

Таких, к сожалению мало. Но, они очень ценный ресурс. 

Researcher, Москва


Кто из них звёзды, наблюдатели или критиканы ирешайте сами.

На мой скромный взгляд эти типажи (звёзды, наблюдатели, критиканы) вообще не ягодки с одной грядки, а случайно надерганные с разных. Непонятно в каких осях они определены.
И есть чувство, что их множество неполное, то есть -- есть еще какие-то не упомняутые, совмещающие в себе факторы перечисленных. Например, вдохновители -- которые ничего особо не делают сами, но поддерживают тех, кто делает -- антагонисты критиканам.

Вообще существует так называемая Бостонская Матрица, которая часто применяется для кластеризации игроков рынка, клиентов, продуктов в ассортименте итд.
Там две оси, например -- выручка и доходность (для продуктов).
И четыре квадранта определяют:
- звёзд
- дойных коров
- тёмных лошадок
- хромых уток

Иногда вводится третья размеронсть -- это радиус кругов внутри квадрантов.

А звёзды, наблюдатели, критиканы -- это непонятно что и непонятно откуда.
Наверное, их можно было бы разместить на плоскости, образованной осями:
- разговоры-дело
- негатив-позитив
Тогда
Звезды легли бы кругом с кооридатами (1; 0)
Наблюдатели -- (0; 0)
Критиканы -- (-1; -1)


Но на этой плоскости остается еще куча пространства, обитатели которого никак не определены.

Генеральный директор, Москва

Коллеги, добрый день. Благодарю каждого из вас за внимание к нашему материалу, комментарии, дискуссию и дополнения.

 

Сотрудники внутри, как и было описано, классифицированы по продуктивности и отношению к рабочим задачам. 

 

Так, сотрудники, которые не приносят результатов и делают их отсутствие правильным, саботируя работу и убеждая руководителя в том, что она невыполнима (потому что не тот рынок, условия, не хватает А и Б, невозможно В, Г и Д), отнесены к «критиканам»;

 

Сотрудники, делающие работу хорошо, принимающие задачи вместе с ответственностью за них, создающие результаты, разделяющие необходимость создания этих результатов — к «звёздам»;

 

Помимо них, в группах есть ещё (как правило, наиболее широкая) прослойка — «наблюдатели» — это люди, которые имеют тенденции к обеим сторонам в зависимости от случая, от состава группы, от того, в какую сторону наклонено большинство.

 

Мы не ставили задачей вывести наиболее полную теоретическую классификацию типов сотрудников. 

 

Основным посылом статьи было отразить, насколько много на практике внимания мы уделяем «критиканам» (сотрудникам, кто саботирует, создаёт проблемы, жалуется на условия, компанию, рынок; и мы убеждаем их, уговариваем, делаем за них работу) и насколько мало внимания направляем на «звёзд» (которые, к слову, бывают и абсолютно молчаливы, как отметили коллеги выше: молча делают работу, не оттягивая внимания и времени).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.