5 стереотипов, которые мешают внедрить культуру проектного управления

На определенном этапе развития бизнеса многие компании сталкиваются с внутренними ограничениями, которые выражаются в сложности выполнения проектов развития – будь то организационные изменения, внедрение новых продуктов, улучшения бизнес-процессов или же внедрение новых цифровых инструментов. Неожиданно выясняется, что и вся система управления в целом и отдельные руководители больше «заточены» под выполнение регулярных функций. А когда появляется разовая нетипичная задача, то качество управления резко падает, и проекты развития не выполняются.

В этой ситуации руководство приходит к пониманию важности настройки проектного управления в компании. Но часто под «внедрением проектного менеджмента» подразумевают освоение проектного софта – Jira, MS-Project... Конечно, эти программы полезны и удобны, но для эффективной проектной работы одних технических средств недостаточно. Здесь успех опирается на «культуру проектного управления», которая связана не столько с софтом, сколько с управленческой гибкостью руководителей, их умением работать с проектной командой.

Основные сложности проектного менеджмента

Речь не о тех областях деятельности, которые изначально организованы по проектному принципу, например, «капитальное строительство» или «разработка ПО». Эти области – проектные по своей природе, там работа строится по четкой методике, без необходимости рефлексии «в каком подходе мы сейчас работаем».

Но есть области, где проектные задачи часто перемежаются с типичными. Например, в работе HR-директора регулярные процессы подбора переплетаются с разовыми проектами, такими как «внедрение системы грейдов» или «формирование кадрового резерва». В этом главная сложность – когда проектные задачи «маскируются» под регулярные. И не всегда понятно, как работать с новой задачей – как с регулярным процессом, или как с разовым проектом?

Стереотипы регулярного менеджмента

В этих условиях культура проектного управления проявляется в готовности руководителя оценить тип задачи и по необходимости отойти от стереотипов регулярного управления, организовав работу на принципах проектного управления. Какие же стереотипы чаще всего мешают руководителям успешно управлять проектами, и как следует организовать работу над проектными задачами?

Стереотип 1: «Проект нужно выполнять своими силами»

Каждый руководитель управляет определенным ресурсом, и отвечает за его эффективное использование. Но проектные задачи, как правило, требуют компетенций из разных областей, поэтому проектная команда – это не всегда сотрудники одного отдела. Пытаться выполнить проект силами только своих непосредственных подчиненных – это ошибка. Лидер проекта должен уметь сформировать кросс-блоковую команду из сотрудников разных отделов.

Стереотип 2: «Сотрудники по умолчанию мотивированы на работу в проекте»

Руководитель по привычке рассчитывает на вовлеченность сотрудников просто по факту их работы в компании. И может быть неприятно удивлен, увидев низкую заинтересованность команды к проектной работе. Следует помнить, что нетипичные задачи чаще всего лежат за рамками должностных инструкций персонала, а значит, участникам нужна дополнительная мотивация для работы в новом проекте – как материальная, так и нематериальная. Таким образом, умение сформировать и мотивировать проектную команду – фундамент культуры проектного управления.

Стереотип 3: «Правильный процесс ведет к правильному результату»

В регулярной деятельности внимание больше сфокусировано на качестве операций, в целом, на «процессе». В проекте же приоритетен не процесс, а «образ конечного результата», а также этапы его достижения. Руководитель должен уметь формировать конечный образ результата и показывать ключевые вехи, которые лежат на пути к этому результату (либо хотя бы ближайшие шаги, если высока доля неопределенности и работа идет по Agile).

Стереотип 4: «Хороший план гарантирует успех»

Жизненный опыт руководителя говорит о важности хорошего планирования – чем тщательнее составлен план, тем выше гарантия получения требуемого результата. Эта установка дает «иллюзию контроля» в проектной работе, и снижает требования к мониторингу в процессе. «Зачем мне погружаться в проект на середине пути, если пока нет результата? Вот когда настанет час X, тогда и буду принимать итоги. А сейчас что может пойти не так, если все тщательно спланировано?» – может рассуждать руководитель.

Но проект, в отличие от регулярной деятельности, всегда сопряжен с новизной и повышенными рисками. И выполнение базовых критериев успешности проекта (качество, сроки, ресурсы) будет возможно только при постоянном анализе и упреждении рисков в процессе работы. Поэтому регулярный мониторинг работы, внесение корректив в исходный план, предупреждение рисков – неотъемлемые части культуры проектного управления.

Стереотип 5: Проектные задачи можно решать вместе с регулярными

У многих руководителей есть соблазн объединить проектную деятельность с текущей работой – например, рассматривать проектные вопросы наряду с регулярными на общей планерке. Тут важно помнить, что у каждого проекта должен быть свой «операционный ритм», который лучше не смешивать с регулярным ритмом подразделения (планерками, оперативками, встречами).

Так, на старте полезно провести с командой «Сессию по инициации проекта», а далее регулярно проводить по данному проекту «Статус-встречи» с обязательным анализом рисков и оперативным внесением изменений в план работ. В конце полезно провести «Сессию по выученным урокам», чтобы снизить риски для аналогичных проектов в будущем.

Выводы

Понимая отличие регулярной и проектной деятельности и формируя операционный ритм проекта, мы закладываем основу для культуры проектного управления в компании.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Краснодар

"умение сформировать и мотивировать проектную команду – фундамент культуры проектного управления"

спорное мнение, в особенности для длительных проектов, где и состав меняется и способы мотивации тоже. К фундаменту культуры я бы относили ценности, которые обяединяют людей и незыблемость правил. 

В остальном согласен с автором

Генеральный директор, Москва

Хороший текст, спасибо.

Судя по количеству публикаций о роли проектов в организациях, эта тема продолжает интересовать как редакцию, так и участников. Отлично!

Что можно было бы дополнительно обсудить, понимая, что такие беседы в случае заинтересованности собеседников можно вести круглосуточно с любым количеством примеров и контрпримеров. Отметим буквально несколько важных моментов из многих и посмотрим, насколько наши подходы и точки зрения совпадут.

1. О целях проекта и критериях успеха.

Чем больше масштабы проекта, тем выше требования к руководству организации с точки зрения долговременного планирования. У спонсора проекта должно быть ясное понимание, какие преимущества сулит успешная реализация проекта, и что произойдет в случае, если несмотря на все усилия, проект не будет завершен.

То же относится к критериям успеха. Понятно, что это не просто ссылка на триаду, но что-то хорошо продуманное и непосредственно связанное с целями и успехом организации. Причем со временем эти критерии могут меняться.

2. Организационная структура проекта.

Тут мне сложно было бы преувеличить важность работы с опытным менеджером проекта, который (как часто бывает) 24 часа в сутки должен держать руку на пульсе. Именно этот человек отвечает за успех проекта и соответсвующие результаты, а до завершения проекта - за оргструктуру проекта и проектную документацию.

Если работа в формате проекта выполняется достаточно редко, проще пригласить хорошего менеджера проекта со стороны. Если есть планы запускать проекты регулярно и серийно, есть смысл как можно быстрее начать думать об организации PMO и подготовке собственных кадров. И никто не стал хорошим менеджером проекта или шеф-поваром в хорошем ресторане, просто пройдя кратковременные курсы.

То же касается исполнителей, подрядчиков и субподрядчиков. Своих собственных ресурсов нужного качества и в нужном количестве может не быть, или потенциальные участники проекта уже заняты чем-то не менее важным.

3. Почему проекты иногда заканчиваются провалом.

Слишком многое зависит от особенностей отрасли. Мне ближе технологические проекты, и там достаточно долго (десятилетия) двумя первыми по важности и частоте причинами являются проблемы содержания проекта (Scope) и коммуникаций между его участниками. Опытный менеджер проекта об этом знает, и на многие грабли уже наступал.

---  

Ваше мнение?

 

 

 

Руководитель группы, Москва

Я бы еще добавил 6 - Управление прооетом сосредоточено "внутри" и должно ограничиваться правильным выполнением плана" - без коммуникации с "ключевыми группами интересов", от которых зависит реализация проекта или которые будут пользоваться его результатами, управления их ожиданиями и при необходимости корректировке плана с учетом их ожиданий, может ничего не получиться. 
А так все верно. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Отличная статья. Я бы добавила важный навык руководителя - чтобы внедрять проектное управление - руководитею надо участвовать в проектах самому.

Проекты за гранью бизнеса, чужие проекты внутри компании. Без личного опыта это будет только теория. 

Инженер, Томск

Лидер проекта должен уметь сформировать кросс-блоковую команду из сотрудников разных отделов.

Для этого у него должны быть полномочия, которых в регулярном бизнесе у начальника подразделения обычно нет. Решение идет через верх иерархии.

Но проект, в отличие от регулярной деятельности, всегда сопряжен с новизной 

Не всегда. Одно дело самим строить проект с нуля, другое дело позвать внешнего исполнителя, которые запустили не один десяток таких проектов. Для них никакой новизны.

Тут важно помнить, что у каждого проекта должен быть свой «операционный ритм», который лучше не смешивать с регулярным ритмом подразделения (планерками, оперативками, встречами).

Регулярный ритм подразделения - это не планерки/оперативки/встречи, а работа по созданию ценности для потребителя.

К сожалению в статье ни слова, кто выполняет текущую работу, пока сотрудники заняты в проекте.

Менеджер, Саратов

Странно, что в статье нет акцента на роли менеджера проекта. Проект – это механизм воплощения идеи в результат. Поэтому в центре проекта – носитель идеи и организатор, который подбирает ресурсы, выстраивает процессы, этапы, контролирует сроки, качество, сверяется с изначальным замыслом.

Для команды может вообще отсутствовать разница, в проекте они сейчас, или в текущем режиме.  Если мы задумали сделать ремонт, то мы должны понимать, что хотим получить в итоге, подобрать правильных исполнителей и поставить им конкретные задачи. Они будут делать свою обычную работу, но результат будет уникальный. Это правильный проект.

Если мы делаем проект с командой, для которой функционал в проекте отличается от их обычных функций, то да, нужно мотивировать, объяснять и прочее. Делать ремонт силами футбольной команды - это плохой проект.

Управляющий партнер, Москва

Безусловно, важная тема - проектное управление.
Однако есть проблема, которая мешает активному внедрению проектного управления.
Регулярный менеджмент в компании, даже если активно внедряется проектное управление, никто не отменял.
Многие процессы носят рутинный характер.
Когда на эти процесы накладывается проект возникает водоворот дел.
В частности, возникает проблема подчинения сотрудника и очередности задач.
Есть  руководитель отдела и есть руководитель проекта.
Насколько они способны договориться между собой?

Еще одна трудность - полномочия руководителя проекта.
Какие решения в отношении участников проекта может принимать сам?
Если эти трудности удается "обойти", то проектная форма управления действительно будет очень полезна для компании.

Консультант, Нижний Новгород
Татьяна Гусева пишет:

Отличная статья. Я бы добавила важный навык руководителя - чтобы внедрять проектное управление - руководитею надо участвовать в проектах самому.

Проекты за гранью бизнеса, чужие проекты внутри компании. Без личного опыта это будет только теория. 

Или приобретение ценного опыта на прктике )

Генеральный директор, Санкт-Петербург

отсутствие культуры у Руководителя Компании не позволит внедрить ни какую культуру в Компании....

Партнер, Москва

Спасибо автору за поднятую тему.

Однако, если речь идет о прикладной пользе приведенных советов, то нужно учесть вот что. Культура – это набор представлений, установок и поведения. С конкретных представлений, имеющихся у руководителей и следует начинать.

Существует модель зрелости управления (Modeling Maturity Levels), которая описывает функцию управления с позиции процессов. Один из начальных (второй) уровень зрелости управления подразумевает, что «процессы определены на уровне проектов». Т.е. организация (группа людей) может разово создать нужный результат в срок. Иными словами - способна осуществить проект. Характерный метод управления на этом уровне – управление проектами.

Со временем более высокий уровень управления позволяет компании достигать результата на постоянной основе. Обеспечивать результат не только «в срок», но и – «с нужным качеством». Это – следующий этап зрелости.  Теперь процессы определены не только на уровне проектов, но и на уровне всей организации. Характерный метод управления на этом уровне – управление процессами.

Опыт показывает, что  так называемые «внутренние ограничения развития» заключаются, прежде всего, в недостаточной управляемости: в невозможности обеспечить изменения, которые тоже можно рассматривать, как «нужный результат, созданный в нужный срок».

Для руководителя, который «привык заниматься регулярным менеджментом» (если этот менеджмент действительно является «регулярным», т.е. – зрелым), внедрение новых техник и алгоритмов в управлении проектами не составляет проблемы. 

Настоящей, базовой, проблемой являются не «стереотипы» руководителя, а скорее – недостатки в понимании предмета управления и многочисленные нарушения логики: попытки ехать быстрее, в то время как вагоны стоят перед паровозом.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.