С каким настроем идти на программу MBA, чтобы не разочароваться

Принимая важные решения, всегда полезно посмотреть на ситуацию с разных сторон. Executive.ru заглянул за кулисы MBA-программы вместе с Анной Докукиной, преподавателем Плехановской школы бизнеса «Интеграл». Что видит наметанный взгляд профессионального преподавателя в современных руководителях? 

Что дает программа MBA

Executive.ru: Как бы вы ответили на вопрос «зачем мне MBA»?

Aнна Докукина: Я вижу, что мысли об MBA возникают тогда, когда профессионал начинает испытывать дискомфорт на работе или в жизни. Возникают рефлексивные вопросы: «Так ли я живу, как хотел?», «Тем ли занимаюсь, что соответствует личным предпочтениям?». Программа MBA затрагивает не только область корпоративного управления, она предлагает возможность сформировать новую концепцию своей жизни.

Так что я переформулировала бы вопрос на «Хочу ли я дальше развиваться в своей области или в смежной?». И если ответ да, то MBA-программа может стать центральным осознанным элементом lifelong learning путешествия для руководителя.

Также я наблюдаю, как некоторые слушатели волнуются или испытывают давление, потом что сами или их окружение ждут от них невероятных свершений по окончанию программы. У некоторых есть страх, что если не сейчас попытаться постичь новые тренды в менеджменте, то завтра они окажутся не на том уровне, о котором мечтают.

Стратегический менеджмент не ограничивается тем, что описано Майклом Портером 50 лет назад. MBA дает возможность окунуться в научную, профессиональную среду, где можно найти идеи для крутых изменений и стремительных взлетов. 

Executive.ru: Опишите эту среду, пожалуйста.

А. Д.: MBA – это не курсы по предпринимательству, а продуманная, цельная образовательная программа, которую невозможно реализовать в одиночку. Над ее созданием работают академические преподаватели, которые разбираются в высшем образовании, в то же время они имеют богатый профессиональный опыт. Эти специалисты постоянно повышают квалификацию на уровне университета, регулярно проходят обучение по методикам преподавания.

Университет предоставляет всю необходимую инфраструктуру и современное техническое оборудование для комфортных занятий. Этот момент часто отмечают и сами слушатели.

Занятия проходят в историческом корпусе, который пропитан усилиями предыдущих поколений. Взрослые люди с удовольствием погружаются в антураж и ценят эту возможность больше, чем бакалавры, которые просто проходят мимо.

На занятиях говорят современным языком менеджмента, но не теряют связь с академической базой. В соседних аудиториях реализуются инновационные программы, проходят деловые мероприятия, к которым можно присоединиться уже после занятий. 

Executive.ru: На чем вы рекомендуете сфокусироваться слушателю MBA-программ на процессе обучения или на результате?

А. Д.: Преподаватель – это синий воротничок, который работает в цеху над созданием продукта, отвечает за эффективный процесс обучения на своем курсе. Как правило, слушатели идут на программу за результатом, и каждый видит его по-своему.

Например, кто-то в качестве критерия успешного обучения ставит себе цель получить 1-2 ценные идеи от каждого курса в рамках программы. Я бы рекомендовала слушателям погрузиться в процесс обучения и воспользоваться всеми возможностями, которые предлагает организатор: от нетворкинга до красивой церемонии награждения.

Каким должен быть идеальный преподаватель MBA

Executive.ru: Что слушатели ждут от преподавателя MBA-программ?

А. Д.: Идеальная комбинация, которую хочет видеть аудитория в преподавателе – это сочетание университетского профессора и практикующего профессионала. Теоретику, который просидел всю жизнь в библиотеке и ничего дальше аудитории не видел, сложно будет расположить к себе взрослую опытную аудиторию.

Для себя я выделяю два важных качества преподавателя на сегодняшний день:

  • Реактивность. Надо уметь мгновенно реагировать на вопросы, даже если не можешь сразу ответить. Можно взять паузу, подготовиться и вернуться с обратной связью по теме.
  • Эрудиция. Надо быть в бизнес-контексте, следить за событиями, за тем, что происходит в мире, в стране, связывать знания с тем, что происходит сегодня. 

Опытной аудитории интересен профессионал широких взглядов, доброжелательный, открытый и контактный. 

Executive.ru: Как вы располагаете к себе аудиторию опытных руководителей? 

А. Д.: На профессиональных курсах для преподавателей учат первые занятия посвящать себе, поэтому в начале преподаватель, действительно может много рассказывать о себе, чтобы установить контакт с аудиторией. Все делают это по-разному.

Мой подход – рассказать личную историю, как и почему я оказалась перед аудиторией сегодня. Я всегда подчеркиваю, что представляю свою Alma Mater, потому что когда-то сама закончила Плехановский университет, но хотела поступать в театральный. Шучу, что слушателям повезло – они получили профессионального преподавателя, кандидата экономических наук с актерскими амбициями. Обычно это вызывает улыбку.

После того как первый лед в аудитории растаял, переходим к сути. В первые слайды материалов преподаватель включает информацию о себе, которую легко можно проверить. Я указываю перечень своих значимых проектов, поездок, выступлений и фотографии. Продолжаю рассказывать историю своей профессиональный жизни, как я оказалась в этой аудитории, почему у меня есть право здесь находиться и что-то рассказывать. 

Прибегаю к проверенным способам растопить лед:

  • Открываюсь, честно и искренне говорю то, что чувствую: «Я вас боюсь, потому что понимаю, что пришла в аудиторию жестких профессионалов». Первое занятие – это всегда вызов для преподавателя. Признаю, что волнуюсь. Могу пошутить смело или остро, но всегда уместно. Подчеркиваю свою позицию, что я здесь не для пассивной передачи знаний.
  • Перемещаюсь по аудитории. Я никогда не сижу во время занятий, все время двигаюсь в пространстве, могу продуманно кого-то коснуться, если это уместно. Если в процессе дискуссии со слушателями достигли какого-то соглашения, то можем хлопнуть в ладоши, дать пять. Все это не импровизация, а продуманные и отрепетированные вещи.

Executive.ru: Как работает обратная связь преподаватель-слушатель? Как слушатели оценивают программу/курс? 

А. Д.: Системной оценкой программы занимается администрация школы. Это происходит регулярно, в конце каждого занятия и курса в целом. С помощью анкетирования слушатели выставляют оценки преподавателям, дают открытые комментарии. На основе этой обратной связи происходит эволюция программы: преподаватель вносит изменения в занятия, ищет интересные примеры для разбора, курс корректируется, приглашают новых экспертов, с кем-то из преподавательского состава продолжают сотрудничество, с кем-то расстаются.

Неравнодушный спикер всегда чувствует свою аудиторию. Лично для себя, я всегда отмечаю интерес аудитории по таким признакам:

  • Не спешат уйти домой, даже если время позднее, ведь у всех дела рабочие и семейные. Подходят к моему столу, благодарят, дискуссия продолжается уже после занятий.
  • Сотрудничество выходит за рамки аудитории, через время поступают запросы о сотрудничестве, например, выступить на форуме.
  • Благодарят лично, просят добавить их контакты в рассылку материалов.
  • Выполняют домашние задания.

Особенности обучения взрослых

Executive.ru: В чем заключается специфика обучения взрослых людей? Какие методологии работают лучше?

А. Д.: Отвечу тезисно:

  • Надо соблюдать баланс в подаче материала и дальнейшей активности.
  • Использовать большое количество примеров. Важно инициировать приведение примеров со стороны аудитории. Обожаю, когда слушатели начинают разворачиваться друг к другу, вступая в дискуссию. Преподаватель в таком случае выполняет роль модератора, а обучение переходит в формат pear-to-pear.
  • Предоставлять доступ к актуальным материал для самостоятельного изучения как до, так и после занятий. Список литературы по курсам внушительный. Маловероятно, что за пять недель можно его осилить – это так называемый лист для longlife-reading. Продолжить его изучение можно и после окончания программы. В этот гайд входят не только книги, но и актуальные статьи.
  • Многие преподаватели отказываются от домашних заданий, но мне, как неравнодушному профессионалу, хочется, чтобы слушатели были со мной не только на занятиях, но и после думали о предмете. Поэтому я активно привлекаю аудиторию к изучению кейсов в качестве домашней работы.
  • Взрослые люди сложнее поддаются контролю, не все чувствуют себя комфортно в роли студента, которого оценивают, выставляют баллы, требуют несданные задания. Но пренебрегать контролем нельзя, иначе уходит ощущение важности тех усилий, которые слушатель вкладывает в учебу.

Executive.ru: Какие нестандартные подходы к обучающему процессу вы используете? Чем удивляете опытных слушателей?

А. Д.: На курсе «Инновационный менеджмент» я предлагаю посмотреть мультфильм «Летучий корабль» (1979). Он хорошо иллюстрирует аспекты инновационной системы, создания и использования нового продукта, а также управления инновационными процессами. Есть план дискуссии, специальная форма, где структурируются эпизоды и герои, их поведенческие образцы, стратегии, достижение целей, последствия.

Как правило, задание посмотреть мультик является неожиданным, вызывает положительную реакцию, хотя бывают и ироничные замечания. Однако дискуссия всегда проходит интенсивно. Самый яркий тезис, который можно привести, чтобы показать интерес к этому кейсу, обозначил один из слушателей: «Я теперь не смогу смотреть с детьми мультфильмы, не раскладывая их по стратегическим и тактическим элементам».

Executive.ru: Одна из ваших предметных областей – стратегический менеджмент. Как вы оцениваете владение этим предметом у современных руководителей?

А. Д.: Грань между стратегией и тактикой очень прозрачная. Парадокс заключается в том, что большинство считает, что они знают что такое стратегия, но эта уверенность ослабевает, как только я предлагаю выполнить простое задание – давайте сформулируем стратегическую цель вашей компании. Можно ли считать 50% доли рынка стратегической целью? Они отвечают – да. Хорошо, достигли, что дальше? Для чего вы этого хотели? Аудитория заходит в тупик.

Сегодня естественно проводить параллели между психологией человека и психологией фирмы, пытаться применить к компании те подходы, которые мы испытываем на себе. Поэтому я предлагаю начать с того, чтобы сформулировать стратегию нашей жизни. В этот момент в аудитории возникает неловкая пауза, стеснение, мысли о том, что занятие переходит в сеанс групповой психотерапии.

На самом деле у всех одна стратегическая цель – жить счастливо, а что каждый вкладывает в это понятие, какие критерии успеха и метрики – это его личное тактическое дело. Когда с жизненными стратегиями разобрались, предлагаю перенести фразу на уровень стратегического менеджмента компаний – что значит жить счастливо для бизнеса? Здесь и начинается интересная дискуссия!

Продолжается набор на программы МВА, профессиональной переподготовки, повышения квалификации Плехановской школы бизнеса «Интеграл». Узнать больше о всех программах можно на официальном сайте школы.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: рынок видеоигр будет расти на 5% ежегодно до 2030 года

Ожидается, что в 2024 году рост составит 6,1%, а объем рынка — 187 млрд руб.

Каждый второй россиянин готов обучаться IT-навыкам для работы

Почти половина опрошенных уверены, что все необходимые навыки и знания в IT они смогут получить за 6-12 месяцев.

Большинство студентов считают, что ИИ поможет улучшить их успеваемость

Студенты видят будущее, где преподаватели станут наставниками и консультантами, а рутинные задачи передадут ИИ.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Участвовать могут студенты технических направлений из российских и зарубежных университетов.

Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.