Время учиться пожизненно: чем полезна для бизнес-лидеров программа GMP

MBA, EMBA, что дальше – точка или запятая? Чему и как можно научить человека с обширным багажом элитарного образования и масштабным бизнес-опытом? Три года назад в России, в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) стартовала первая инновационная General Management Program, которая предлагает бизнес-элите знания нового уровня. Вопросы с просьбой рассказать о первых итогах работы программы Executive.ru адресовал Сергею Филоновичу, заслуженному профессору НИУ ВШЭ, академическому руководителю программы GMP Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Чему опытные управленцы могут научиться на GMP

Executive.ru: Сергей Ростиславович, программа GMP Высшей школы бизнеса стала первой программой такого уровня в России. Как вы, будучи ее идеологом и основателем, в 2020 году поняли, что пора предложить этот образовательный продукт? 

Сергей Филонович: Я бесконечно верю в концепцию LifeLong Learning – считаю, что современные люди, стремящиеся поддерживать индивидуальную конкурентоспособность, просто «приговорены» к постоянному образованию. Но где и чему учиться руководителям высшего уровня и бизнес-лидерам, если степени MBA и EMBA уже есть? 

Озадачившись этим вопросом, я в свое время изучил образовательные программы семи ведущих бизнес-школ мира. Почти в каждой была представлена программа General Management Program или Advanced Management Program. Так пришла мысль, что нам тоже есть что предложить тем, кто уже прошел все ступени бизнес-образования и хочет развиваться дальше. Соавтор нашей GMP-программы Геннадий Константинов тогда шутил, что ее правильно называть генеральской – в соответствии с высоким статусом ее целевой аудитории.

Так мы и начали работу.

Executive.ru: У слушателей есть и отличное образование, и большой практический опыт работы на топовых позициях. Чему еще их можно научить?

С.Ф.: Им важно сформировать новый взгляд на мир – разносторонний и динамичный. Мы учим устанавливать связь между явлениями бизнеса и событиями в других сферах общества – экономике, социальной сфере, культуре, политике и даже спорте. Ведь бизнес присутствует во всех этих областях.

Погруженные в повседневные дела, руководители и бизнесмены не всегда успевают следить за этими событиями, и программа GMP может качественно этому поспособствовать – сформировать глобально-системный взгляд на события и качества современного лидера.

Executive.ru: Какие «слепые пятна» российской бизнес-элиты вы можете обозначить по опыту предыдущих потоков программы GMP?

С.Ф.: Я бы не назвал это ни «слепыми пятнами», ни пробелами в знаниях. Это, скорее, функциональная «миопия», связанная с избыточной концентрацией на своем бизнесе. 

Она формируется автоматически, когда люди долго работают внутри одной сферы – в финансах, маркетинге и так далее. В результате они хорошо понимают бизнес-процессы, а явления, выходящие за привычные рамки, зачастую не видят. Например, не понимают суть социальных проблем, связанных с бизнесом. Или следят за экономическими отношениями России и США, а социально-политические события в Китае не отслеживают, хотя они имеют огромное значение. Хотелось бы, чтобы наши слушатели смотрели на все эти вещи комплексно, эффективно адаптировались к быстро изменяющимся условиям в мире и бизнесе, и мы можем им в этом помочь.

Особенности обучения на программе GMP

Executive.ru: Как был первично сформулирован набор дисциплин? Какие изменения он претерпел по мере работы программы?

С.Ф.: Тут важно понимать и иметь ввиду, что наша программа не дисциплинарная. Каждый трехдневный семинар, который мы проводим раз в месяц, посвящен одной теме бизнеса. Мы рассматриваем ее в различных контекстах – маркетинговом, политическом, культурном – используя проблемный подход.

При этом стараемся учитывать актуальные тренды и при необходимости вносим изменения в темы наших дискуссий. Например, с каждым потоком все больше уделяем внимания технологиям, в частности искусственному интеллекту. Этот фактор серьезно влияет на бизнес и имеет масштабные социальные последствия, поэтому мы не можем его игнорировать.

Executive.ru: В чем вы видите ценность традиционного обучения – офлайн, в группах, с преподавателем? 

С.Ф.: Эйфория по поводу возможного прогресса информационных технологий и повсеместного обучения онлайн в доковидную эпоху охватила многих. Была уверенность, что онлайн-обучение вытеснит привычное обучение в классах и аудиториях. Однако после ковида стало понятно, что этого не произойдет – люди хотят учиться вместе со своими сверстниками, выстраивать нетворкинг, который затруднен при обучении онлайн, общаться с преподавателем, личность которого очень важна. 

Executive.ru: Обучение по программе General Management Program представляет собой не стандартные лекции и семинары, а проводится в формате беседы. Как сделать ее максимально вовлекающей и эффективной?

С.Ф.: Все зависит от мастерства преподавателя. Формат беседы предполагает, что говорит не только преподаватель, но и слушатели, а для этого им нужно задавать правильные вопросы. Искусство преподавания есть искусство постановки вопросов, которые раньше не приходили слушателю в голову и не предполагают единственно верную точку зрения.

Отвечать на тривиальное «сколько будет дважды два?» – скучно и обсуждать тут нечего. А если спросить «всегда ли дважды два четыре?», то вы озадачитесь, ведь ответ будет зависеть от ряда факторов, например, от системы счисления. Именно такие дискуссии расширяют масштаб мышления и кругозор. И нам удалось собрать преподавателей, которые выстраивают полилог именно в таком ключе. 

Executive.ru: Какие запросы вы получаете в обратной связи от слушателей? 

С.Ф.: После каждого модуля слушатели заполняют форму обратной связи, в которых выражают свои пожелания по темам следующих модулей, а также предлагают  интересных им спикеров. 

Мы рассматриваем все комментарии. Если пожелание «навыковое», например, нас просят уделить внимание теме блокчейн, то мы можем рассмотреть этот вопрос, но не с точки зрения инструментария, а с позиции его влияния, например, на работу банковской сферы. Если же идет массовый запрос на чисто технические вопросы, то это уже не профиль GMP, и здесь мы рекомендуем отдельные навыковые программы, например, MBA.

Executive.ru: Как и откуда будущие слушатели узнают о программе GMP? Помогает ли сарафанное радио?

С.Ф.: Да, и этот канал очень эффективен. Наши выпускники, которые до этого закончичили нашу EMBA-программу, стали настоящими патриотами школы и качественно продвинулись в бизнесе. И именно они советуют GMP, понимая, что она дает не только расширение кругозора, возможность иначе посмотреть на бизнес, но создает все условия для эффективного нетворкинга – формирования собственной уникальной социальной сети, без которой сейчас в бизнесе нельзя и которая повышает качество профессиональной жизни.

Мы уделяем этому большое внимание, и отбор кандидатов нацелен на то, чтобы на программу попадали люди, которые могут привнести в нее собственный опыт и знания, полезные другим.

Как понять, кому подойдет программа GMP

Executive.ru: Как потенциальному слушателю понять, что ему подходит программа GMP? Назовите, пожалуйста, главные критерии самоанализа в этом контексте для сомневающихся.

С.Ф.: Здесь проще всего пойти от обратного. Если человек чувствует, что легко проживет без этой программы и может получить информацию самостоятельно через интернет, книги и другие источники, то GMP ему не нужна.  

Другой вопрос, что мало прочитать книгу или посмотреть вебинар, ведь полученная информация становится знаниями только после обсуждения. Достичь этого через самообразование сложно, и таким навыком обладают немногие. Дискуссия с людьми из вашей страны, имеющими такие же или схожие проблемы, незаменима при работе с информацией и для превращения ее в знания. Если вам близок такой подход, то мы вас ждем. 

Executive.ru: Обязательно ли потенциальному слушателю иметь MBA или EMBA-степени? Или лучше, чтобы были обе?

С.Ф.: Это не обязательное требование. Мы сейчас живем не в девяностые, когда у российского менджмента и топ-менеджменты были очень приблизительные представления о ведении бизнеса, и программы MBA приходилось начинать буквально с азов. 

Сейчас люди и через самообразование, и благодаря опыту работы, с базовыми вещами уже знакомы. Нам важнее их любопытство и желание меняться. Оно должно быть, хотя, как ни парадоксально, не всегда расширение кругозора делает жизнь проще, наоборот, она может стать сложнее, ведь вы начинаете видеть больше и глубже, и не все увиденное вас радует. Но зато вы видите реальное положение дел.

Поэтому людям, прежде чем прийти на программу GMP, нужно понять, к чему они стремятся и есть ли у них мужество менять свое мировоззрение.

Executive.ru: В презентации программы отмечается, что среди претендентов на обучение ведется строгий отбор. Какие критерии для школы критически важны? 

С.Ф.: Если в ходе собеседования мы видим, что человек хочет прежде всего продвигать собственный бизнес и ему не хватает знаний в области менеджмента, то сначала рекомендуем MBA или EMBA-программу. Для нас нет ничего хуже, чем получить «неоднородную» группу, с разными ожиданиями от программы у обучающихся. Очевидно, что всех удовлетворить у нас не получится, и наша цель – откликнуться на правильно сформулированные пожелания. В этом и заключается строгость отбора.

Западное vs российское бизнес-образование

Executive.ru: Каковы причины предпочесть обучение по программе GMP в России, а не одну из западных бизнес-школ?

С.Ф.: Бизнес-образование является инфраструктурной частью бизнеса, в том числе национального. Поэтому в американской бизнес-школе вас научат ведению бизнеса в США. В российской бизнес-школе вы получаете знания от российских профессоров. У нас на программе преподают как академические профессора, так и практики, которые делятся своим бизнес-опытом в российских реалиях. 

Поэтому если вы заинтересованы в работе в западной компании, то вполне можно учиться за рубежом. Если же цель – работа в России, то учеба в западной школе бизнеса мало что даст.

Executive.ru: В презентации GMP-программы одной из западных бизнес-школ отмечается, что это обучение поможет перейти от роли успешного функционального топ-менеджера к роли стратегического лидера. Насколько вам близка эта концепция?

С.Ф.: Стратегически лидер – это прежде всего визионер, который видит цельную картину будущего. Расширяя его кругозор, вы позволяете человеку создать видение окружающего мира и его перспектив совершенно другого качества. Это и есть движение к стратегическому лидерству. Наша GMP-программа как раз на это нацелена. 

Executive.ru: Тему дипломной работы ваши слушатели определяют самостоятельно. Обозначьте, пожалуйста, темы, которые им особенно интересны.

С.Ф.: Часть дипломов, как правило, посвящены проблемам реального бизнеса, с которыми сталкиваются люди. Они рассматривают проблемы своих компаний с точки зрения новых знаний. Например, у нас была интересная работа, посвященная трансформации ювелирного бизнеса. Другая работа была о компании, которая занимается грузоперевозками и не является частью РЖД – в фокусе была особенность их взаимодействия. Часть работ затрагивают философские вопросы, связанные с социальной ответственностью компаний.

Когда я согласую темы, которые предлагают слушатели, мне нужно пройти, что называется, между Сциллой и Харибдой,– очень интересным, но слишком объемным вопросом и локальным микро-кейсом. И, конечно, нам важно, чтобы на проблемы своей компании люди смотрели уже в новом качестве.

Executive.ru: Удовлетворены ли вы качеством образовательной программы и уровнем знаний, которые получают выпускники GMP Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ?

С.Ф.: Да, считаю, нам удалось наполнить и выстроить программу так, чтобы она решала поставленные перед ней задачей. Ее уровень отмечают и выпускники.

Единственное, со временем нам пришлось уточнить процедуру приема, в частности, этап собеседования. Были случаи, когда люди не очень четко понимали цель программы и считали, что перед ним сокращенный вариант MBA, где их научат вести бизнес. Так что еще раз хочу уточнить, что GMP-программа нацелена на другое и трансляцию знаний по ведению бизнеса не предполагает.

Executive.ru: Западные бизнес-школы предоставляют в открытый доступ статистику о том, как GMP способствует продвижению карьеры их выпускников. Есть ли у вас такая практика?

С.Ф.: Мы такую статистику по GMP не ведем. Более того, я с трудом представляю как ее можно собирать в принципе, хотя оцифровать эти данные очень хотелось бы.

Мой скепсис связан с тем, что карьерный рост происходит из-за совокупности причин, в том числе и благодаря бизнес-образованию. Однако карьера не в меньшей степени определяется талантом, настойчивостью, мужеством. И это не те заслуги, которые мы готовы приписать себе, хотя безусловно, рады внести свою лепту в дальнейший профессиональный рост наших слушателей.


13 марта в 19:00 пройдет презентация программы General Management Program: Бизнес-лидер будущего в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ.

Участие бесплатное, подробнее о мероприятии – на сайте mba.hse.ru/presentation_gmp

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: рынок видеоигр будет расти на 5% ежегодно до 2030 года

Ожидается, что в 2024 году рост составит 6,1%, а объем рынка — 187 млрд руб.

Каждый второй россиянин готов обучаться IT-навыкам для работы

Почти половина опрошенных уверены, что все необходимые навыки и знания в IT они смогут получить за 6-12 месяцев.

Большинство студентов считают, что ИИ поможет улучшить их успеваемость

Студенты видят будущее, где преподаватели станут наставниками и консультантами, а рутинные задачи передадут ИИ.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Участвовать могут студенты технических направлений из российских и зарубежных университетов.

Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.