Как прокачать навык делегирования: обзор ошибок и препятствий

Почему руководители не спешат осваивать навык делегирования, даже зная о всех его положительных сторонах? Давайте разберем проблемы делегирования, о которых обычно думать не принято.

Ментальные ловушки делегирования

  • Кому-то просто нелегко каждый раз обращаться к другим за помощью, даже если он руководитель.
  • Кто-то убежден, что сотрудники должны сами помогать и проявлять инициативу. При этом сам руководитель не особенно хочет что-либо объяснять, чего и как он хочет, а потом раздражается, если был не понят сотрудником.
  • Возникает эффект под названием «ложный консенсус». Это когда кажется, что задача понятна другим так же хорошо, как тебе. А раз так, то «Чего тут объяснять, это же просто очевидно!». Как итог, руководитель предоставляет общую информацию, а для подчиненных это выглядит как «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…». Конечно, они не откажутся, возьмутся за дело с энтузиазмом, попробуют, получат некий результат, но точно не тот. Получив его, руководитель снова раздражается – вроде бы делегировал, вроде все объяснил, А все равно получил не то, что хотел. И тогда он сдается и делает сам.

Три ключевых препятствия при делегировании

1. Задача выполняется не так, как привык руководитель

Это препятствие проявляется, когда у руководителя, который делегировал задачу, возникает мысль: «О, нет-нет, все не так! Не пойдет, лучше сделаю сам!»

В итоге делает сам, времени становится меньше, в том числе на делегирование, а задач, которые надо делать самому, еще больше.

Последствия:

  • Руководитель демотивирует и выбивает почву из-под ног сотрудников, потому что они чувствуют недоверие.
  • Руководитель испытывает стресс, злится, недоволен сотрудниками и думает, что они совсем ничего не делают или делают мало.

Почему возникает это препятствие?

Отчасти это связно с тем, что руководитель мастерски умеет делать эту самую работу – быстрее и лучше, чем тот, кто только-только начал ею заниматься.

Вторая причина – попытка подтвердить свой авторитет. Но это ловушка, потому что такими действиями можно подкрепить статус в роли исполнителя, несмотря на то, что по должности он руководитель. 

Проблема с делегированием в этом случае возникает не потому, что сотрудники не умеют что-то делать, а потому, что они делают это иначе. Это «иначе» вызывает сомнения, фрустрацию и создает ощущение, что они действуют неверно и получат не тот результат. Да, они действуют иначе, потому что они – другие!

Руководитель пытается «исправить» ситуацию, начинает объяснять что именно они делают не так, что неверно и неправильно, но ситуация становится еще хуже. Критические замечания и эмоции приводят к затуханию инициативы, сотрудник перестает развиваться на ошибках. Он выбирает стратегию «плыть по течению и ждать указаний».

Чтобы преодолеть это препятствие:

  • допустите и примите другие способы выполнения работы;
  • способствуйте развитию сотрудника, растите его компетенции, навыки, используя открытое мышление, помогая осознать ошибки и извлекать необходимые уроки;
  • откажитесь от наездов, критики, замечаний и корректирующей обратной связи в период обучения;
  • задавайте больше вопросов, помогая сотруднику находить решения самостоятельно.

2. Микроменеджент: контроль каждого шага

В основе микроменеджмента, как бы его ни ругали, лежит положительное намерение: контроль каждого шага, чтобы исключить ошибки, а следовательно, получить тот самый результат без потери времени и переделок.

В итоге руководитель перетягивает одеяло контроля на себя настолько, что команда его теряет. Чем больше контроля в руках руководителя, тем меньше ответственности берет на себя команда. Чем меньше ответственности берет команда, тем больше руководитель хочет контролировать. Чрезмерный контроль считывается сотрудниками как недоверие или обесценивание.

У руководителя, склонного к микроменджменту:

  • команда не развивается;
  • сам руководитель перегружен;
  • риски выгорания растут как для сотрудников, так и для руководителя;
  • падают показатели эффективности и результата;
  • снижается скорость адаптации переменам.

Аналогичные последствия наблюдаются и в ситуации, когда родители чрезмерно опекают и контролируют своих детей.

Чтобы преодолеть это препятствие:

  • сбалансируйте контроль, используя его как функцию поддержки, а не проверки;
  • подбирайте исполнителя под задачу, по уровню компетенций, опыта, мотивированности;
  • давайте необходимый и достаточный набор инструкций, который соотносится со степенью подготовленности сотрудника.

3. Управление издалека: чрезмерная свобода для сотрудников

Представим, что обнаружив тягу к микроменеджменту, руководитель решил дать людям свободу: «решайте сами, определяйте цели!», или в крайнем случае – «Делайте, что хотите…». Намерения благие, но дорога эта ведет в управленческий ад.

Давая людям слишком много свободы, руководитель создает для них психологическую угрозу, лишая опоры. Как пример: родитель, давший детям всю полноту свободы, весьма вероятно столкнется с проблемами – кому-то просто сядут на шею, кто-то пойдет по дурной дорожке, попадет в плохую компанию и так далее. Сотрудник, который не имеет вектора, ясных ожиданий от руководителя, чувствует угрозу из-за неопределенности, начинает додумывать, конструировать собственную реальность, теряется и не будет готов брать ответственность.

Почему возникает «управление издалека»?

  • Многим просто не хочется лишний раз вступать во взаимодействие, сталкиваться с необходимостью разъяснять, вовлекать и отвечать на вопросы.
  • Часто за этим лежит неосознанный отказ брать ответственность. Руководитель не хочет быть обвиненным в том, что что-то пошло не так. Поэтому он и предъявляет размытые ожидания.

Чтобы преодолеть третье препятствие:

  • уделяйте достаточно времени на планирование для достижения целей и планирование для решения проблем, чтобы самому точно понимать, что именно нужно сделать, к какому прийти результату;
  • предоставляйте автономию и четкие ожидания одновременно;
  • вносите ясность. Чем яснее вы проясняете ожидания от результата работы и критерии ее выполнения, тем лучше.

За что несет ответственность руководитель в процессе делегирования

Проблема делегирования часто возникает именно у молодых руководителей, не осознающих своей роли и связанной с ней ответственностью. 

Руководитель прежде всего отвечает:

  • за результат команды;
  • чтобы люди в команде действовали верно.

Работа руководителя – сделать так, чтобы исполнители делали работу хорошо. А многие руководители убеждены в обратном и мыслят как исполнители: «Это я руководитель, значит, я делаю работу лучше, чем сотрудники. Я делаю больше, чем сотрудники! Потому-то я и руководитель!». Руководитель делает работу руками сотрудников. На то он и рук-о-водитель.

Первый аспект ответственности – думать наперед

Руководителю нужно иметь видение – картинку будущего, удерживать ее во внимании и выстраивать работу согласно ей. Например, вы собираетесь в путешествие в теплую страну. Удерживая во внимании будущий отдых, вы понимаете, что нужно взять с собой: шлепки, шорты, солнцезащитный крем. Также вы понимаете, чего брать с собой не нужно. Если вы не будете таким образом в контакте с будущей поездкой, с ожидаемым результатом поездки, то сбор вещей пройдет просто ужасно.

Это кажется очевидным, но то же самое делает руководитель в работе с людьми: предполагает, что может пойти не так, какие могут быть риски. Быть руководителем – означает своего рода удерживать в уме всю картинку, ситуацию, цель и шаги, которые нужно пройти. Для этого, в том числе, он задает вопросы, проясняет ситуацию, чтобы быть с ней в контексте.

Если у руководителя развит горизонт управленческого мышления, то он способен предвидеть многие события и учитывать нюансы при планировании деятельности. Сюда же можно включить перспективу, эмпатию и представление о том, что скажет, почувствует другой человек, как отнесется к заданию или новому участку ответственности сотрудник. Не делаем это – сталкиваемся с «непредвиденными» рисками.

Способность визуализировать и удерживать во внимании всю картину требует от руководителя значительных затрат энергии. А где ее взять, если ты занят рутиной?

Второй аспект ответственности – держать слово

Держать слово – крайне важно для руководителя, но также важно и для сотрудника. Если принял на себя обязательство – приложи усилия, чтобы его выполнить. Слова и действия должны совпадать. Это растит доверие. Если обещания не выполняются – доверие падает.

Это касается и изменения целей, параметров, планов со стороны руководителя. Часто встречаю ситуации, когда управленец грешит тем, что создает для команды видение, ставит цель, а затем, когда команда находится на полпути или почти пришла к цели – резко меняет планы, вносит изменения, не поясняя причины перемен и их необходимость.

Психологическая угроза для команды в этом случае огромна. Команда демотивируется. Теряет доверие. И тогда делегирование работать не будет – люди начнут ожидать, что вы снова повторите этот трюк и поменяете планы, а тогда зачем вкладываться? Подождем, вдруг приказ отменят!

Третий аспект ответственности – ориентация на результат

Что бы ни случилось, руководитель делает все возможное, чтобы решить проблему и достичь цели. Несмотря ни на что, ни на какие отговорки, причины и т.п. Остается в контакте с происходящим, не бросает процесс на полпути, совместно с командой ищет решения, привержен результату.

Вместо выводов

Чтобы развивать делегирование:

  1. Определите, что можете делать только вы.
  2. Остальное делегируйте, предоставляя достаточно свободы, автономии.
  3. Обеспечьте ясные ожидания, четкие критерии результата и его оценки.
  4. Реализуйте свою роль, проявляя ответственность в трех аспектах – думайте наперед, держите слово, поддерживайте ожидания, сохраняя ориентацию на результат и приверженность цели.

И тогда, кроме развития сотрудников, роста бизнеса, развития себя как руководителя, вы получите еще один важный бонус – дополнительное время, возможность созерцать, планировать и меньше шансов выгореть.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Пока в компании не выстроены элементы штатного системного менеджмента вместе с привязкой задач к планам по бюджету, к системе экономического стимулирования (а не мотивации) и к контролю (с учетом) и ответственности (и не в конце месяца, а например еженедельно), хотя бы на более-менее уровне, делегирование (в широком смысле) может быть вредно. Ну если это только не микро компания в 5 человек

Генеральный директор, Москва

... вы получите еще один важный бонус – дополнительное время, возможность созерцать, планировать и меньше шансов выгореть.

Достойная цель руководителя - получить возможность созерцать и не выгорать! Для это можно и проделегировать команде все, за исключением своего, подгрузить сотрудников, при этом сделать так, чтобы исполнители делали работу хорошо. 

А если у исполнителей не получится хорошо с первого раза, то переделегировать, и снова посмотреть на результаты, и т.д., когда-нибудь найдется оптимум делегирования, при котором у руководителя будет максимум созерцания. Конечно, потребуется время, но заодно, в процессе руководства командой, появятся структура организации, штатное расписание, должностные инструкции, планы, отчетность и прочая ненужная бюрократия, мешающая правильно делегировать.

А что, можно и так, если начинать руководить с "чистого" листа, и иметь достаточный временной запас, для наработки опыта и развития себя, как руководителя, чтобы созерцать...

Менеджер, Москва

Хорошая статья. Очень полезна для родителей.

Менеджер, Краснодар

Основная ловушка, которая мешает менеджеру грамотно передать задачи сотрудникам - отсутствие базовых знаний в области психологии, социологии и прочих поведенческих наук.

Всё придумано до нас.

Начните, например, с книги "Одноминутный менеджер" Спенсер Джонсон и Кен Бланшар.

 

 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Результат работы Компании определяется стпепенью компетенций её Руководителя. Если Вы не умеете делегировать или Вы делегируете, не умеющим решать эти задачи сотрудникам, Вы - некомпетентный Руководитель.

Консультант, Москва
Леон Фед пишет:

Пока в компании не выстроены элементы штатного системного менеджмента вместе с привязкой задач к планам по бюджету, к системе экономического стимулирования (а не мотивации) и к контролю (с учетом) и ответственности (и не в конце месяца, а например еженедельно), хотя бы на более-менее уровне, делегирование (в широком смысле) может быть вредно. Ну если это только не микро компания в 5 человек

Тут прям не знаешь, с чего начать, а разве делегирование не относится к системному менеджменту? Или регулярный менеджмент и системный - это в данном контексте разные вещи?

Консультант, Москва
Александр Кудряшов пишет:

... вы получите еще один важный бонус – дополнительное время, возможность созерцать, планировать и меньше шансов выгореть.

Достойная цель руководителя - получить возможность созерцать и не выгорать! Для это можно и проделегировать команде все, за исключением своего, подгрузить сотрудников, при этом сделать так, чтобы исполнители делали работу хорошо. 

А если у исполнителей не получится хорошо с первого раза, то переделегировать, и снова посмотреть на результаты, и т.д., когда-нибудь найдется оптимум делегирования, при котором у руководителя будет максимум созерцания. Конечно, потребуется время, но заодно, в процессе руководства командой, появятся структура организации, штатное расписание, должностные инструкции, планы, отчетность и прочая ненужная бюрократия, мешающая правильно делегировать.

А что, можно и так, если начинать руководить с "чистого" листа, и иметь достаточный временной запас, для наработки опыта и развития себя, как руководителя, чтобы созерцать...

Я, кстати, сейчас веду подготовку к страт сессии для очень крупной ГК из промышленной сферы и казалось, что вот там то должны быть проблемы! В действительности, есть очень успешные предприятия группы, где руководитель дает много свободы, делегирует, а сам занят стратегией, видением, ну и оставляет время на созерцание. А есть такие, кто угорает, труднит, тяжелит на работе. Общаюсь с ними и со стороны очевидно, что дело не в предприятии, не в команде, а именно в самом подходе руководителя

Консультант, Москва
Алексей Маркин пишет:

Хорошая статья. Очень полезна для родителей.

Благодарю вас. Я кстати, когда написал, то начал наблюдать те самые препятствия и ловушки и в родительстве, и даже на тренировках - как тренеру сложно иногда что-то обьяснять, потому что сам это мастерски знает. Ну и у себя, конечно, нахожу ловушки)) 

Консультант, Москва
Игорь Адеев пишет:

Основная ловушка, которая мешает менеджеру грамотно передать задачи сотрудникам - отсутствие базовых знаний в области психологии, социологии и прочих поведенческих наук.

Всё придумано до нас.

Начните, например, с книги "Одноминутный менеджер" Спенсер Джонсон и Кен Бланшар.

 

 

Это мастхев! Согласен. Ну и практики регулярного менеджмента будут кстати. А если их "поженить" с психологией и поведенческими науками, то будет вообще супер

Консультант, Москва
Павел Кузовников пишет:

Результат работы Компании определяется стпепенью компетенций её Руководителя. Если Вы не умеете делегировать или Вы делегируете, не умеющим решать эти задачи сотрудникам, Вы - некомпетентный Руководитель.

Увы, это так) как бы ни хотелось свалить все не нерадивых сотрудников, их выбор, выбор задач, донесение информации, обучение и тп - это все как раз ответственность руководителя. Об это в статье пишу как раз в разделе про ответственность

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.